Социология и этика кризиса
665,407 1,228
 

  TEMIR ( Слушатель )
27 авг 2010 17:44:46

Тред №250262

новая дискуссия Дискуссия  125

Мысли о Православии

http://azbyka.ru/hri…-all.shtml

Православие - что оно?ОСОБОЕ СЛОВО... Слово, имеющее большую притягательную силу. Для многих, многих - святое и дорогое слово, не легко определимое и, в то же время, простое и понятное.
Как только обнаружилась в Церкви Христианской необходимость оберегать истину от возникших заблуждений, (а заблуждения возникли уже в апостольский век), появилось понятие "правого исповедания истины", как это мы слышим в литургической молитве, идущей от древней Церкви, о епископстве "право правящем слово истины" (2 Тим. 2:15). Кристаллизовалось это выражение в одно слово при тяжелых арианских волнениях в Церкви. Св. Афанасий Великий почти всю свою жизнь посвятил защите Православия от арианства. Св. Епифаний называет Афанасия Великого "отцом Православия". Исидор Севильский в книге "Начала" говорит: "Православный есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живет".

Русский народ принял "Православие", как истинное учение Христово, сохраняющееся в Церкви Христовой, представленной на земле четырьмя древними восточными Патриархатами.

Основной Признак Православия

"ДУХ ПРАВОСЛАВИЯ:" это часто употребляемое выражение указывает на внутреннее единство, гармонию, обнаруживающиеся в нем. Трудно уловить этот дух, определить его, сказать, в чем он состоит.

Уже само слово: "Православие" говорит об идее и называет ее, этой идеей, прежде всего, является правда: искание правды и верность ей, охрана ее. "Познайте истину, и истина освободит вас". "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам".

Искание Истины и верность ей - вот основной признак Православия. И этот принцип истины в Церкви Православной, в ее истории, в ее деяниях всегда признавался (и был действительно) основным, решающим, кардинальным. "Не вселенскость, а истина". Ни опасения раскола церковного, ни авторитет иерархический, научный, богословский или какой-нибудь иной, ни давление государственной власти, даже авторитет собора - ничто не останавливало той стихи в Церкви, которая, как сильное морское течение, неудержимо стремилась всегда до конца к выяснению и торжеству христианской истины. Так это было в эпоху монофелитства, когда преп. Максим Исповедник не отказался от защиты православного учения, даже видя в числе своих противников трех патриархов и императора; так было и в столетний период иконоборчества.

Значение "канонов"

ДОСТАТОЧНО НЕ УДЕРЖАТЬ РУЛЬ, слегка лишь изменить направление, - и тогда неизбежно следует уклонение от цели, сначала незаметное, а со временем все увеличивающееся. Поэтому, дорожа правильностью, нужно проверять себя. У мастеров - ремесленников существуют "правила", по которым они выравнивают теряющие должную форму предметы. Такие "правила", или правила, имеет и Церковь. По-гречески они называются "канонами" (канон - правило, образец: термин, употребляемый ап. Павлом в посланиях Гал. 6:16; Филип. 3:16). Устройство Церкви, ее законы определяются правилами св. Апостолов, правилами св. Отец, правилами Соборов церковных, или канонами Церкви. Христианин в своей личной духовной жизни руководится и выправляет себя "молитвенным правилом:" утреннее, вечернее, правило ко св. Причащению и др. Задача этого правила не в том только, чтобы удерживать человека в молитвенной дисциплине и побуждать к молитвенному усердию: оно имеет широкое значение. Содержание образцовых святоотеческих молитв "правила" выравнивают нравственное сознание человека и его взгляд на самого себя, указывают ему, чего и как ему нужно просить у Господа, как веровать, как приносить покаяние и как воспитывать себя духовно.

Православие динамично или статично?

"Сохранить", "уберечь", "быть верным преданию Церкви" - не культивирование ли это к о н с е р в а т и з м а ? Не характерен ли для Православной Церкви застой, взгляд: "наши деды так жили и спасались, с тем же хотим и мы оставаться. Нам ничего нового не нужно?"

В консерватизме упрекают Православную Церковь нередко.

Правда, очень часто говорят и наоборот. Не обвиняют ли, например, протестанты православный Восток в том, что он в своем церковном развитии пошел слишком далеко вперед, вводя новое и новое в область церковных понятий и обычаев/

ИСКАНИЕ ПРАВДЫ, как основной принцип, внушает на первый взгляд предположение, что Православие преподносится нашему сознанию, как сила познавательная, как мысль, как деятельность ума, хотя бы и благочестивого, как нечто от "рацио".

Но как раз именно "Православие" отметает рассудочность, рационализм. Из трех крупных вероисповеданий, православное вероисповедание н а и м е н е е   р а ц и о н а л и с т и ч н о.

И носит оно имя не "правомыслия", а "православия", т.е. прославления Божия, в котором, вообще говоря, главное место всегда и везде занимает молитва.

Уже отсюда видно, что носитель православного духа - не ум, а сердце.

Православие - сверхнационально.    Оно не русское, так же, как и не сербское или греческое исповедание, а христианское. И однако оно свободно впитывает в себя национальную стихию, сживается с психологией данного народа. Церковь болеет горестями народа и радуется его радостями, и в единении Церкви и народа создается его история. Как тесно сплелась история народа с деятельностью духовенства и Церкви в сербском народе! И о русской Церкви, о ее созидательной работе, не могут умолчать сами противники христианства, когда они говорят о прошлом русского народа.

Православие духовно. Оно есть таинственная жизнь в Боге. Но к нему мало подходит слово: "мистично", в том понимании мистицизма, как оно часто встречается в сектанстве на Западе. Православию чужды болезненные проявления мистицизма.

В русской религиозной жизни явились три нездоровые течения, отвергнутые Православной Церковью: старообрядчество, русские националистические секты и русские мистические секты. Из-за того, что они - все три - отвергнуты, видим, что Православию чужды и религиозный сухой рационализм, и болезненный мистицизм и, наконец, старообрядчество, как принцип церковной жизни. Эти крайности не свойственны Православию не только Русской Церкви, но Православию вообще, во всяком народе и во всякое время.

"Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом". Не чувство превозношения, а чувство страха, одновременно с радостью, наполняет сердце православного христианина. Вам вручена драгоценность: достаточно ли бережно вы носите ее? Достойны ли вы ее? Сознаете ли всю свою ответственность?

"Только бы нам и одетым не оказаться нагими", - говорит Апостол (2 Кор. 5:3). Не грозит ли эта опасность и нам? Не для нас ли это предостережение написано? Не сознание, что мы содержим Православие, нас спасает. Мы должны быть духом облечены в него через исполнение его.

Быть одетыми и не оказаться нагими - это значит не только принадлежать, но иметь одеяние веры, истины, любви, чистоты, смирения и непревозношения, одеяние благодати Божией; это значит, говоря словами того же Апостола, жить так, чтобы "проповедуя другим, самому не оказаться недостойным".
  • +0.78 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!