Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,100,528 101,325
 

  Dobryаk ( Профессионал )
17 сен 2010 17:29:03

Тред №256134

новая дискуссия Дискуссия  36

Нафтан: нефтепереработка в Беларуси с венесуэльским акцентом

Анжела Ржищева, специально для БК (Балтийский курс), Новополоцк — Рига, 17.09.2010

В рамках пресс-тура, организованного МИД Беларуси, латвийские журналисты побывали на одном из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов — Нафтан, что в Новополоцке. В начале года предприятие столкнулось с проблемой загрузки мощностей. В августе начались поставки нефти из Венесуэлы, ситуация стабилизировалась. В ближайшее время Нафтан планирует выйти на запланированный уровень загрузки. Порты Латвии, Литвы и Эстонии готовы переваливать венесуэльскую нефть для Беларуси.

Знакомство с Нафтаном началось с экскурсии по предприятию, которую провел зам. главного инженера Вячеслав Зубович. Он рассказал об истории завода, строительство которого было начато в 1958 году. 9 февраля 1963 года был получен первый белорусский бензин. В те годы завод был рассчитан на переработку 6 млн. тонн сырой нефти в год. К 1980 году этот показатель достигал 25 млн. тонн. За почти пятидесятилетнюю историю на Нафтане переработано более 690 млн. тонн нефти.

Сегодня Нафтан — предприятие, на котором используются современные технологии, и продолжается работа по повышению эффективности производства. Завод специализируется на выпуске топливно-масляной продукции, производит более 70 наименований, в том числе масла, бензины, дизельное топливо.

В 2005 году завершен очередной этап программы крупномасштабной реконструкции и модернизации: запущены технологические установки, входящие в комплекс гидрокрекинга. Получено дизельное топливо с ультранизким содержанием серы — менее 0,001 % вес, соответствующее спецификации Еuro 5. Ныне ОАО Нафтан выпускает дизельное топливо с содержанием серы только менее 0,005 и 0,001 %.

В числе лидеров Нафтан и по другим видам продукции. К примеру, качество топлива для реактивных двигателей (РТ) (третья часть которого идет на экспорт), высокого оценили специалисты Института авиации Польши, которые проводили на предприятии сертификацию.

Нафтан обеспечивает нефтепродуктами внутренний рынок Беларуси. Около 70% продукции экспортируется в страны СНГ, Евросоюза, на Ближний Восток и в США.

В ходе пресс-конференции генеральный директор ОАО Нафтан Вячеслав Якушев рассказал о современной истории предприятия. В 2002 году оно было преобразовано в открытое акционерное общество. В конце 2008 года к ОАО Нафтан присоединилось ОАО Полимир, и был создан нефтехимический комплекс. ОАО Нафтан входит в состав концерна Белнефтехим.

«На нашем заводе реализуется Программа реконструкции и модернизации «Нафтан 2010 — 2015», — подчеркнул В. Якушев. — Планируется увеличение мощностей по первичной переработке нефти до 12 млн. тонн в год; снижение выхода топочного мазута до 6-8 %; обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран ЕС; развитие инфраструктуры (резервуарные парки, сети межцеховых коммуникаций, энерговодоснабжение); мероприятия по улучшению энергообеспечения предприятия и снижению энергопотребления. По окончании реализации программы, ОАО Нафтан выйдет на уровень современных предприятий, с глубиной переработки не менее 92%. В стадии реализации находятся 22 крупных инвестиционных проекта».


Венесуэльская нефть пойдет через Одессу и порты Балтии

Честолюбивым планам предприятия — увеличить объем переработки нефти до 12 млн. тонн в год, помешало решение России — взимать экспортную пошлину на нефть, поставляемую в Беларусь.

Напомним суть проблемы. Минск настаивает на том, что таможенные сборы на нефть со стороны России должны быть полностью отменены, а Москва — на их уплате до создания в 2012 году единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном. Этот спор до сих пор не урегулирован. В результате, за два первых месяца 2010 года объем поставок российской нефти в Беларусь снизился на 37,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Беспошлинный объем, предназначенный для внутреннего потребления Беларуси, составляет 6,3 млн. тонн. В конце января этого года правительства двух стран заключили соглашение о переработке давальческой нефти, которая не облагается пошлиной, если полученные из нее нефтепродукты вывозятся обратно в Россию. Правда, не обошлось без накладок. В начале марта выяснилось, что пошлины на давальческую нефть по-прежнему взимались с белорусской стороны в полном объеме. Усилиями министерств и ведомств обеих стран вопрос удалось утрясти.

Однако беспошлинной нефти, поставляемой из России, оказалось недостаточно. В начале текущего года белорусские НПЗ — Нафтан и Мозырский НПЗ, снизили загрузку мощностей. Тогда Минск обратил свой взор на Венесуэлу. Первый танкер с венесуэльской нефтью Беларусь получила в мае из Одессы. По данным Белстата, латиноамериканская нефть обошлась белорусской казне в 656 долларов за тонну. По такой цене Минск импортировал в мае 79,8 тыс. тонн этого продукта из стран дальнего зарубежья (транзитом через Украину и Эстонию). При том, что стоимость нефти, закупленной Беларусью в России, составила 398 долларов за тонну.

Первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко так прокомментировал ситуацию: «Если покупать российскую нефть со стопроцентной пошлиной, Беларусь несет убыток, а на венесуэльской нефти — выигрывает». Всего в этом году Беларусь намерена закупить в Венесуэле 4 млн. тонн нефти, а в следующем — 10 млн. тонн.

В июле, сохранив одесское направление, Беларусь получила венесуэльскую нефть еще и через эстонский порт Мууга. А затем в августе пробная партия в 80 тыс. тонн прошла через литовский порт Клайпеда, порт может принимать в год 2 млн. тонн венесуэльской нефти. Готовы принимать нефть из Венесуэлы и Вентспилсский и Рижский порты. По словам председателя правления Рижского свободного порта Айнарса Шлесерса, порт мог бы обеспечить транзит 10 млн. тонн нефти из Венесуэлы. Такая возможность обсуждалась в августе в рамках визита в Латвию министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова. «Беларусь активно ищет пути транзита нефти, и мы хотели бы максимально дифференцировать ее поставки», — заявил в Риге глава белорусского МИДа.

Отвечая на вопрос журналистов о возможной транспортировке нефти из Венесуэлы через Вентспилсский порт, В. Якушев признал, что это, конечно, удобно. Однако подобные вопросы не в его компетенции, их решают на высоком государственном уровне.

Как пояснил В. Якушев, в первом квартале текущего года предприятие испытывало трудности. За январь-июнь Нафтан переработал 3,8 млн. тонн нефти. Рентабельность составила 4,2%. Однако к концу первого полугодия ситуация стабилизировалась. В настоящее время поступает на переработку как российская, так и венесуэльская нефть (2-3 танкера в месяц). В августе было переработано порядка 160 тыс. тонн венесуэльской нефти сорта "Санта Барбара". Начиная с сентября и до конца текущего года, объем переработки латиноамериканского углеводородного сырья возрастет до 240 тыс. тонн ежемесячно. Венесуэльская нефть занимает до 30% в общих объемах переработки.

По словам зам. генерального директора по производству Сергея Алтухова, с учетом физико-химических характеристик венесуэльской нефти сорта «Санта Барбара», которая поступает на предприятие Нафтан для переработки одновременно с российской нефтью сорта Urals, начиная с сентября 2010 года, достигнут максимальный уровень загрузки производственных мощностей. А с точки зрения качества, венесуэльская нефть позволяет увеличить выработку более дорогих нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива.

Якушев также подчеркнул, что в предыдущие годы Нафтан перерабатывал до 10,7 млн. тонн нефти, что позволяло в полной мере удовлетворить потребность региона в нефтепродуктах, обеспечить сырьем нефтехимический комплекс республики и поддерживать значительный объем экспорта. После введения полной экспортной пошлины на объем российской нефти, превышающий 6,3 миллиона тонн, а также необходимости разделения этого объема между двумя НПЗ (Нафтан и Мозырский НПЗ — прим. Ред.), было принято решение о переводе ОАО Нафтан на оптимальный технологический режим работы — 7,8 млн. тонн в год.


Блиц-интервью

БК: В конце прошлого года появилась информация, что Роснефть ведет переговоры о возможности приобретения Нафтана. Как развивается ситуация?

Вячеслав Якушев: Я не уполномочен комментировать этот вопрос.

БК: Кому принадлежат акции ОАО Нафтан?

В.Я.: 99,8% акций ОАО Нафтан принадлежит государству, 0,2% —коллективу предприятия.

БК: Как происходит реализация продукции, выпускаемой на предприятии?

В.Я.: Этот вопрос курирует концерн Белнефтехим. Насколько мне известно, реализация продуктов нефтепереработки происходит через электронные площадки.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +1.15 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!