Сложный Русский лукРусское слово «лук» происходит от корней, имеющих смысл «гнуть», «дуга». Ему родственны такие слова как «излучина», «лукавство».
Если, как уже упоминалось выше, простой лук имел дугообразную форму, то сложный лук походит по форме на сплющенную букву «М» с плавными перегибами. Именно такие луки мы видим во всех древнерусских изображениях, именно такой лук держит Алеша Попович на картине Васнецова «Три Богатыря», именно такие луки обычно дают в руки своим героям другие художники.
Луки в Русских войсках использовались очень широко. Их применение было очень эффективным в борьбе с легковооруженными, но маневренными и многочисленными всадниками южных степей – хазарами, печенегами, половцами. Русские отряды лучников в походе располагались по краям войска с таким расчетом, чтобы отбить внезапную атаку вражеской конницы. При атаках вражеских городов, лучники при возможности метко «снимали» врагов с городских стен или же засыпали город за стеной смертоносным дождем из стрел. При защите городов, наоборот – лучники, стоявшие на стенах и в башнях, вели или прицельный огонь по командирам вражеского войска или же вели бесприцельный огонь по всем без разбора. Также – лук оружие диверсантов. Если надо было устроить засаду небольшому отряду или вражескому обозу, нет оружия лучше, чем Русский лук. Также лук – незаменимое охотничье оружие. Как известно русские войска того времени из дома брали только оружии и доспехи, остальное – добывали в бою, ну, а если боя долго нету – можно пойти на охоту, пострелять уток или более крупную дичь.
Русский лук не боялся ни сырости, ни жары, ни холода как западноевропейские луки, был значительно короче последних (1,5 м). И как уже говорилось, был намного мощнее. Те результаты стрельбы, которые для западноевропейских стрельцов были рекордными, на Руси были нормой. В 1953 году при раскопках в Новгороде было найдено плечо сложного лука, по которому и было восстановлено устройство древнего лука. Лук этот использовал воин XII века. Пролежав в земле восемь столетий, плечо было способно пружинить. Как показали дальнейшие исследования, эта находка идентична по строению более ранним лукам VIII века.
Оказалось, что сложные луки на Руси были устроены очень сложно. Основу лука составляла можжевеловая планка. Она располагалась с внутренней части лука, обращенной к лучнику при стрельбе. Она должна быть очень хорошо обстругана и отшлифована со всех сторон. Такая деревянная основа называлась «кибить» - это слово восходит к арабскому слову «кадиб», которым последние именовали простые луки.
После предварительной обработки заготовку размачивали в холодной воде, потом нагревали на огне и придавали нужный изгиб на специальной доске. Там где можжевеловая планка прилегала к внешней, березовой планке, проведены были три тонких желобка для заполнения их клеем.
Кстати о клее. Стратегическое значение в древней Руси практически для всей промышленности имел рыбий клей. Этот удивительный состав может вполне обойти по своим свойствам современные клеи типа «Момент». Во-первых, он абсолютно натурален. В древней Руси не было токсикоманов, нюхающих рыбий клей. Во-вторых, держал он неразрывно, очень и очень мощно. Помимо луков таким клеем склеивали все важные детали изделий. Возвращаясь к обломку лука из Новгорода, скажем, что и через восемь веков клей превосходно держал планки и, берестяную оклейку вместе. Что станет с современными клеями через восемь веков? Их химический состав распадется на токсичные компоненты, что-то уйдет в воздух, что-то в землю… Готовился рыбий клей высшего сорта из плавательных пузырей рыб, более низкого – из чешуи и костей. Они высушивались на Солнце, после чего с пузырей снимался верхний слой, и они подвергались варке на медленном огне.
После этого размягченные пузыри (чешую) расплющивали в пластинки и высушивали их. Когда же надобился рыбий клей, брали пластинки, заливали их малым количеством воды и варили их до тех пор, пока они не растворятся в воде.
Получался густой состав, который и предназначался для склеивания. Стоит для справедливости упомянуть о двух недостатках рыбьего клея: во-первых, по сравнению с клеем «Момент», рыбий клей сохнет не менее суток, а во-вторых, приготовление рыбьего клея – очень ароматное занятие (не пытайтесь варить его в городской квартире!) – в процессе приготовления очень сильно пахнет. Однако последний недостаток -сомнителен: представьте себе как готовится вышеупомянутый современный клей на заводе: тоже весьма пахучее дело, причем еще и ядовитое.
Но вернемся к недоделанному луку. Итак, древний мастер подготовил две планки, можжевеловую и березовую, обстругал и отшлифовал их. Теперь ему надо винтообразно обмотать сухожильными нитями, вымоченными в клее, березовую планку. Сухожилия брались оленьи, лосиные или бычьи. Зачастую толщина этой обмотки влияет кардинальным образом на силу будущего лука. Толщина обмотки колеблется от 0,5 до 3 мм. При выстреле сухожилия растягивались и сокращались при отпуске тетивы.
Рукоять лука выкладывали гладкими и прочными роговыми пластинами. В первую очередь не для удобства лучника, а для правильного изгиба лука при выстреле. Лук должен гнуться не по середине, а в плечах, причем для таких мощных луков это имело решающее значение. Без этих накладок, во-первых, лук сломался бы при первом же выстреле, во-вторых, токая конструкция усиливает лук почти вдвое. Длина роговых пластин равнялась в среднем 12-14 см. В разрезе она имела овальную форму – это уже для удобства лучника. Чаще всего рукоять ставилась точно в центре лука, однако иногда чуть-чуть ближе к одному из рогов. Это делалось для того, чтобы стрела накладывалась точно по середине лука – этим достигалось наилучшее соотношение сил. Также костяные накладки с вырезами для крепления тетивы прикреплялись и к концам лука, дабы предохранить деревянные планки и не портить их пропилами для тетивы. Приматывались накладки к основе сухожильными нитями, пропитанными в рыбьем клее.
Также, начиная с XIV века, луки стали усиливать «подзорами», сначала роговыми, позже – металлическими пластинами, которые прокладывались вдоль спинки (внешней стороны) лука.
Для того чтобы лук был «всепогодным» и не боялся влаги, древний мастер обматывал лук предварительно вываренной берестой. Сохранилось летописное упоминание о необычном бое с татарами в 1444 году. Из-за мороза татарские луки были не во что не годны: «…от великого мраза… луки их и стрелы ни во что быша». Русские воины благодаря этому перестреляли практически всех горе – воинов из своих луков, не дав им даже приблизиться.
Вообще говоря, на Руси людей, делающих луки называли лучниками, а воинов, стреляющих из луков стрельцами. Причем «стрельцом» на Руси был практически каждый мужчина – вспомним про перестрел – «яко муж перестрелит». Обучали мастерству стрельбы из лука практически с пеленок. Уже в 8-9, а то и раньше, мальчик ходил и ездил с отцом на охоту.
Далее вниманию читателя представлены схемы Русского лука, иллюстрирующие этот раздел.
1) деревянная основа лука
а - концы с вырезом для тетивы
б – сухожилия
в - березовая планка
г - можжевеловая планка
и - узел или место соединения концов, планок и сухожилий
к - узел или место соединения сухожилий и костяных накладок рукояти лука
2) вид деревянной основы лука с внутренней стороны и схема расположения костяных накладок
д - концевые накладки с вырезом для тетивы
е - боковые накладки рукояти
ж - нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука
3) Схема расположения костяных накладок на луке (вид сбоку)
д - концевые накладки
е – боковые
ж – нижние
и - место соединения у концов лука
к - место соединения у рукояти лука
4) закрепление стыков деталей лука путем обмотки сухожильными нитями по клею и оклейка лука берестой
5) лук с тетивой после оклейки
6) Лук в поперечном разрезе
а - берестяная оклейка
б – сухожилия
в - березовая планка
г - можжевеловая планка;
Тетива.
Тетива – неотъемлемая часть любого лука. Зачастую, тетива определяет качество стрельбы из лука – очень многое зависит от ее свойств. Первый закон тетивы – она не должна растягиваться вообще, иначе выстрела не получится - «плевок» на 5-20 метров. Второй закон – тетива должна стремиться к цилиндрической форме в разрезе – такую тетиву гораздо легче натягивать и ее равномерное напряжение обеспечивает лучшие показатели, чем у «горбатой» тетивы, которая где-то уже, где-то тоньше. И третий закон – тетива не должна изменять первых двух свойств под действием различных погодных условий – жары, мороза, влажности. И конечно, же она должна быть очень прочной, чтобы ее не смог порвать даже «размывчатый» лук – ведь если это произойдет, внезапно отскочившие рога лука или обрывок тетивы может сильно ранить человека, если не убить насмерть. Вспомним – на Руси бытовали луки силой в 80 кг – а ведь никакого капрона и прочих современных крепчайших материалов не было – из чего же делали тетиву наши предки?
Это была не просто какая-то веревка. Самый простой вариант для русского воина – вариант западноевропейских стрелков – веревка из волокон конопли (пеньковая), однако такая тетива имела огромный недостаток. В истории Западной Европы известны случаи, когда сражения проигрывались из-за того, что у непутевых лучников под дождем или во влаге размокли конопляные тетивы – мокрая пенька рвется в руках, как тоненькая ниточка. Так что, пеньковую тетиву в сырую погоду необходимо было снимать с лука и класть подальше от этой сырости. Понятно, что для Руси такой вариант – совершенно неприемлем, ведь утром у нас каждый день – роса, осенью и весной идут обильные дожди, а полгода лежит снег – если не дай Бог лук с такой тетивой упадет в снег – это для нее означает смерть. Но как уже говорилось, луки на Руси были всепогодными. Для влажной и прохладной погоды идеально подходила тетива из шелковых или сухожильных нитей. Средневековые арабские источники упоминают, что славяне такими тетивами активно пользовались. Были также тетивы из «кишечной струны» - обработанных кишок животных. Такая струнная тетива была хороша для теплой и сухой погоды – но не наоборот.
Лучшие же результаты давала тетива из сыромятной кожи – сложная в изготовлении, зато прочная и практически всепогодная. Делалась она так. Брали шкуру животного, арабы предпочитали тощего верблюда – причем, его спину (там – самая толстая кожа), славяне же использовали бычью, лосиную, кожу, но тоже не особо жирного животного, лучшей считалась кожа с брюха тощей коровы. Шкура замачивалась в холодной воде, после чего из нее (из спинной части) нарезали полоски кожи – длиной на несколько десятков см. больше предполагаемого размера (проще потом отрезать, чем удлинять), и на несколько мм. больше предполагаемого диаметра будущей тетивы, если же кожа берется с боков животного – тогда значительно больше. Нарезав их таким образом, заготовки развешивали в темном закрытом помещении, куда не проникал свежий воздух. В свисающих концах делались дырочки, куда вставляли деревянный или металлический стержень – с их помощью полоски немного натянув, скручивали, натирая при этом их шлифовальным приспособлением: бруском, камнем, «стругом» (см. раздел «Стрелы каленые») - такую операцию повторяли до тех пор, пока полоска не скрутится до предела, станет круглой и ровной в разрезе. В принципе, если мастеру очень захочется – и так уже ее можно использовать, но для того, чтобы тетива стала всепогодной, безразличной к холоду и жаре, ее многократно размачивали и выдерживали под сильной (практически «на разрыв») нагрузкой, а затем шлифовали мелкозернистым камнем, после этого, ее натирали смесью воска и жира. После таких операций, она становилась во истину универсальна – именно такие тетивы предпочитали всем остальным вариантам наши предки. С натянутой такой тетивой на русский сложный лук, русский воин мог хоть купаться в реке, в лютый мороз без проблем шнырять хоть целый день по лесу.
Тетиву никто не носил наглухо надетой на луке – это приводило его в негодность. В перерывах между стрельбой ее снимали. На чертеже лука (см. выше) можно видеть специальные пазы на концах лука – это были не просто зарубки, а аккуратно сделанные под особым углом и особой формы выемки в костяной накладке или, в крайнем случае, в деревянной основе лука. В общих чертах, нижняя сторона паза должна быть не больше 90°, верхняя – не меньше 90° (например, хорошие результаты дает сочетание 80° и 150° - однако четкого стандарта здесь не наблюдается).
Тетиву также не делали цельной, особенно дорогую – шелковую или из сыромятной кожи – во время стрельбы зачастую перетирались петли, и если тетива была цельной – можно было смело выкидывать ее. Чтобы не терять хорошую тетиву, петли делали съемными, сделанными из кожаных ремешков. Такие петли привязывали к небольшим отверстиям на концах тетивы. Существует несколько специальных узлов для этих целей.
Существует множество способов надевания тетивы. О них подробно рассказывается в разделе «С луком – на войну и на охоту».