История Вооруженных Сил России от Рюрика до наших дней
143,887 424
 

  kerosene ( Слушатель )
23 сен 2010 08:05:47

Тред №258035

новая дискуссия Дискуссия  162

Тул и колчан.



Тул, также как и более привычный для современных людей колчан – футляр для ношения и хранения стрел. Но колчан – слово татарское, получившее распространение на Руси только с XVI века, причем колчан и тул имеют принципиальное различие – тул имеет круглую или эллиптическую форму и крепится в подавляющем большинстве случаев у пояса, оперением стрел вперед. Тогда как колчан – плоский (их очень любят современные художники, пишущие на «былинные сюжеты») и его обычно носят или у пояса (оперение стрел направлено назад) или за спиной.



Слово «тул» происходит от древних основ, имеющих значение «укрытие», «безопасное место». Валерий Демин связывает корень «Тул» с именем города – Тулы, но не современного города, а крупнейшего города Гипербореи – древней прародины Ариев. Слово тул родственно словам «тулья» - часть шляпы, шапки, «притулиться» - спрятаться в укромном местечке, «туловище» и др.

Делался тул или из плотной кожи или из одного - двух слоев бересты. Иногда берестяные тулы также обтягивали кожей или шелком. Дно делалось деревянным, шириной в 1-2 см, к берестяной или кожаной (в этом случае его форма была близка к полукруглой – такие тулы распространяются с IX века) основе его прибивали или приклеивали. Хотя сам автор этой работы, никогда не видел на тулах крышек, некоторые ученые утверждают, что они все же были для предохранения стрел и их оперения. Возле днища Тул был широким, 10-12 см, для свободного размещения наконечников, на 2/3 кверху от общей высоты его, он сужается до 8-10 см – чтобы стрелы не болтались. Потом иногда опять идет незначительное расширение – для сохранности оперения и удобства вытаскивания стрел. Такая конструкция обеспечивала надежную фиксацию стрел при полном туле (а в средний тул без особых проблем влезает 20-30 стрел) и их полную сохранность в долгом пути и огне битвы. Внутри Тула проходит деревянная планка – для закрепления бересты и для крепления к ней снаружи костяных (позднее – железных) петель для подвешивания тула к поясу. Тул украшали. На рисунке, размещенном во вступительной части данной работы, виден изукрашенный тул у пояса одного из воинов (в шлеме). Тулы украшались клепаным, или вышитым узором.

Как уже сказано выше, Тул носили у пояса, справа, на поясном или перекидном ремне через плечо. Именно справа потому, что слева всегда был меч, топор, сабля, скармасакс или хотя бы нож, к тому же справа очень удобно правой рукой доставать из него стрелу. По этому же, горловина тула всегда была направлена вперед. Иногда, собираясь в дальний поход, воин, возможно, брал с собой несколько тулов, так как 20 стрел в походе маловато. Конные воины имели тулы со специальным крюком на ремешке, прикрепленном к донцу. Крючки эти предназначены для надежного крепления тула при верховой езде – иначе все стрелы растрясутся по дороге.

Налучье и саадак.





Луки не всегда хранились в натянутом состоянии  - когда стрельбы из лука не предвиделось, тетиву с лука снимали и клали в специальный мешочек. Если этого не сделать – лук вскоре ослабеет: например луки, выставляющиеся в исторических музеях не могут стрелять, так как экспонируются в натянутом состоянии – налицо порча бесценных реликтов древности. При необходимости – перед боем или охотой, стрелец натягивал свой лук – и тот был готов к бою.

Первое письменное упоминание о налучье относится к XV веку, однако сохранились его изображения XII века, и ученые не сомневаются, что налучье было и еще раньше – так как руссу что V, что XV века таскать лук в руках было одинаково неудобно.

Для хранения же и перевозки лука использовалось налучье – специальный чехол. Такой чехол был не короче 2/3 лука – иначе при верховой езде или при беге лук обязательно вывалится и подвергнет воина смертельному риску – погибать, наклонившись за выпавшим луком – нелепо.

Налучье делалось кожаным на деревянной основе, берестяным или полностью деревянным. Деревянные и берестяные налучья зачастую обтягивались кожей или материей. Его форма повторяла форму лука – горловина делалась широкой, по максимальной ширине лука, к низу ширина постепенно сходила на нет.

Налучье, в отличие от тула, которому надо было хранить в целости наконечники и оперение стрел, не было предназначено для сохранения содержимого – содержимое было и так достаточно крепко, чтобы выдержать порядочный удар. Налучье предназначалось исключительно для удобства транспортировки.

Как и тул, налучье оснащалось костяными накладками – петлями для привешивания и декоративными украшениями – теми же накладками, металлическим клепаным орнаментом или красивой тканью с узором (в случае берестяных и деревянных изделий).

Налучье носили на ремне - слева на поясе или перекинув через плечо. Лук располагался в нем вверх спинкой.

С XV века на Руси распространяются саадаки (сагадаки) – сделанные в едином ключе наборы для конных воинов: лук, налучье, колчан со стрелами. Слово «саадак» как и сама идея такого набора, заимствована под татаро - монгольским влиянием. Саадаками занимались специальные мастера - саадачники. Также на составляющих саадака мог быть карман для петли или кистеня, а так же кармашки с «ремнабором» - ножницами, ножиком, напильником – поправлять оперение и наконечники на своих или трофейных, подобранных на поле боя стрелах.
  • +0.62 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!