Российская наука, образование и перспективы.
490,664 1,658
 

  алекс_c1d605 ( Слушатель )
10 окт 2010 23:36:58

Тред №264115

новая дискуссия Дискуссия  265

Значит вывод.
1. Денег на жизнь молодому ученом не хватает, реально он может заниматься наукой если есть жилье рядом с местом работы и нет семьи, или жена-аскетка даже не мечтает о том чтобы купить шубу или съездить в Сочи. Ну так как все таки большинство не аскеты то им банально нужно больше денег, причем не на феррари.
2. Наукой в РФ заниматься неудобно, и как там товарищ Гейм говорил что ему потребовалось бы в 20 раз больше времени и усилий чтобы получить графен в РФ. Если чего в 00-ые годы и изменилось то не напорядок и все равно далеко как от США&Европы так и от новых центров в Азии.
3. Советский потенциал проеден, научные кадры высоковозрастные, точек приложения кроме ВПК мало. Школьное образование деградирует.
Вывод я думаю ясен вам и так.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
11 окт 2010 16:46:41
Для справки: ведущему научному сотруднику академического института, доктору физмат наук, родное государство гарантирует 17200 плюс 7000 за докторскую степень = 24200 в месяц.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  алекс_c1d605 ( Слушатель )
11 окт 2010 17:11:38

Ну я и говорю не попрыгаешь, тем более это внс и доктор наук это явно не молодой человек до 30 лет.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
13 окт 2010 17:13:18

Сформулируйте сами, чего уж! "Не спеши ты нас хоронить"(с)перто

А СССР - пытался догнать весело бегущий к пропасти Запад во всем, и в науке в том числе! А на фига спрашивается!? Вон КНДР с 1953 года никого не догоняло, задрав штаны - и что? До сих пор существует - с непонятной атомной бомбой, и никто туда в трезвом уме не полезет!

Советская наука помогла Чернобылю - ибо народу на пульте БЩУ-4 было интересно провести полный эксперимент с реактором, в разных состояниях - и провели!.. Исключительно из научного любопытства, в рамках творческого поиска!Шокированный

Кто хочет - тот и будет науку двигать в РФ! А то выходит, советская наука весь мир снабжала бесплатно открытиями, а потом - и учеными - а толку-то всего с этого сейчас нам здесь и сейчас!? Где от этого всего отдача в жизни и обществе РФ - все уехало? А про ВПК, атомная энергетика - на наш век хватит! Там еще двигать и двигать, и разгребать советские придумки, сделанные тогда.

А так давайте вообще переформатирование миропорядка переживем, и увидим что будет на развалинах! Ибо если наука помогает загонять этот мир в зону "высокой турбулентности" - то не будем мешать господам - и нашим товарищам усугублять этот кризис, работая там и здесь!

Про образование - избыточное советское образование породило брожение в умах - сделало граждан нелояльными к СССР, КПСС и т.п. Сейчас это - решили исправить! Поживем-увидим в результате! Ну не нужно было тогда развивать науку в лошадиных дозах - а тогда нужно было модернизировать пропаганду!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Серёга_c471f7 ( Слушатель )
13 окт 2010 20:46:27


На самом деле вывод банален. При сохранении нынешних тенденций через какое-то время придется приглашать специалистов из-за рубежа.По той причине, что для подготовки ученых-прикладников и инженеров высокого уровня надо иметь хоть какое-то количество специалистов-теоретиков, а где их взять?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
14 окт 2010 01:45:00

Читает  мысли! Решил для обострения дискуссии и подтверждения своих реплик поставить статью на обсуждение, ибо многие тезисы здесь очень жестко сформулированы! Сам позиции по указному вопросу не имею - что важнее сейчас и лет на 20 вперед стабильность или революционность, ибо ХХ век в Росиси и СССР ответа не дал....

Итак, автор Дмитрий Куликов (политтехнолог и т.п., лекции на "Полит.Ру"), статья из его ЖЖ - в полном виде в СМИ нигде не публиковалась:

Как думать образование

Обсуждение проблем образования давно уже стало в нашей стране признаком хорошего и, главное, светского тона. Дискуссии об образовании были непременной частью общественной жизни даже в позднесоветский период, который в целом надо сказать не был богат дискуссиями. Последняя  доперестроечная советская реформа, это реформа образования от 1984 года. Нельзя сказать, что есть в этом нечто уникальное. Немного найдется в мире стран (скорее ни одной), которые были бы довольны своими образовательными системами. И, даже если, сегодня они довольны, то завтра это отношение переменится ровно до обратного.  Дело тут в том, что образование (или образовательная система) есть важнейший, а зачастую и единственный (если рассматривать культуру внутри образования) механизм программирования и проектирования развития страны. На словах это довольно просто и понятно – проектируя образовательную систему (включая содержание образования), мы проектируем, а точнее программируем возможное развитие нашей страны и нашего народа. Без преувеличения можно сказать, что работая с системой образования, мы без всякой машины времени непосредственно из «Сегодня» вмешиваемся в наше «Завтра» и «Послезавтра».  В этом действительный смысл и значение образования как сферы человеческого мышления и деятельности.

Мы наш мы новый мир построим…

Большевики прекрасно понимали эту функцию образования,  прежде всего потому, что сами лидеры большевистской революции и проектировщики строительства новой страны СССР, были в большинстве своем люди хорошо образованные.  Проектировать новую систему образования они начали сразу после революции в 1918 году,  и к началу 30-х  система была в целом спроектирована, активно  достраивалась и с конца 30-х начала работать на полную мощность.  Это была система массового (тотального)  образования, средний уровень которого сильно превосходил  средний европейский и североамериканский.

Система образования, начавшая работать «на полную катушку» в 30-е годы дала нам возможность обеспечить кадрами гонку вооружений, освоение космоса, ядерную энергетику и во второй половине ХХ-го века стала основным ресурсом конкурентоспособности нашей страны в би-полярном мире (как его теперь принято называть).

Более того, без выхода системы образования на высокую проектную мощность невозможно себе представить развитие и функционирование еще одного столпа советского социализма – массовой бесплатной медицины с высоким средним уровнем обслуживания.

Эта система образования  дала нам   самую читающую (а значит и понимающую) нацию в мире в 70-80 годы прошлого века, этот уникальный феномен, имевший свои последствия.  Руководство страны так и не смогло решить проблему занятости для большого числа (для масс) высокообразованных людей. Поскольку адекватной занятости им не предложили, то утилизация уникального потенциала осуществлялась по двум направлениям: пьянство и диссидентство.  Часто эти направления причудливо переплетались.

Интересен социальный аспект. Система образования стала основным механизмом воспроизводства бесклассового и бессословного общества и  поскольку система была массовой, то действительно массово в 50-70е годы прошлого века дети крестьян, рабочих и чернорабочих, с трудом умеющих читать и писать, становятся  врачами, учителями, инженерами, учеными, управленцами, писателями и поэтами.  Вся эта многочисленная «советская трудовая интеллигенция» станет в 80-е широкой социальной базой перестройки и «могильщиком» СССР.

Таким образом, спроектированная большевиками система образования действительно стала основным механизмом формирования новой социалистической реальности в версии СССР. Однако при этом породила в явной форме проблему «лишних людей». Советская система образования производила к 80-м годам такое количество «слишком умных», которое социально-политическая и социально-производственная советские системы не могли утилизировать. Это не принято обсуждать, но повторять советские «ошибки» в современной России не собираются.  Общедоступного и в среднем высокого уровня массового образования в нашей стране не будет.

Двадцать лет спустя

Почти 20 лет нет уже СССР.  За эти годы мы так и не приступили к проектированию новой системы образования. Поскольку в отличие от большевиков,  мы якобы не знаем,  какое будущее мы строим, а значить и технического задания на систему образования выработать не можем. На самом деле все это не совсем так. А точнее, совсем не так. Отказавшись от социалистического проекта, мы автоматически вернулись назад, в классовое и сословное общество и даже, как утверждают некоторые – средневеково-олигархическое. И это общество формирует проект образовательной системы, которая его устраивает. Причем старается делать это максимально не прозрачно.

1. ЕГЭ.  Об этом говорят много, бессмысленно и очень горячо. Особенно наша псевдо-оппозиция в лице коммунистов или справедливороссов любит кричать о том, что,  якобы  не выявляет ЕГЭ истинных способностей школьников.  Ерунда. Проблема совсем в другом. Проблема в том, что средняя школа не готовит к сдаче ЕГЭ на уровне достаточном для поступления в приличное Высшее учебное заведение.  Опыт последних двух лет показывает простую рыночную связь – высокий результат ЕГЭ -  целевая платная подготовка  с репетитором. Одно занятие (1,5 часа) с качественным репетитором в г. Москва – 1000 – 1500 рублей.  Региональные цены на репетиторов  мне не известны, но даже если они в два-три раза дешевле, то все равно очень узок социальный круг потребителей этих услуг.  Кроме того, школа теперь отвечает формально только за результаты по математике и русскому языку. Школа должна не допускать  рост числа неудовлетворительных результатов ЕГЭ по этим двум предметам. Внимание – не рост положительных результатов обеспечивать  (когда условно каждый год количество «5» и «4» растет), а отсутствие роста числа «неудов», т.е. «двоек». Поэтому к государственной школе уже не будет претензий, если все ученики будут сдавать на «3».  Но, с тройкой в приличный ВУЗ не пойдешь, скажите Вы, и будете правы. В этом случае частный репетитор ждет Вас, с вашими деньгами. И это по русскому и математике. А по остальным предметам, которые будут нужны Вашему ребенку для поступления в ВУЗ (история, обществознание, литература, физика, и.т.д) можете сразу заключать с учителями платный договор на обучение Вашего чада по этим предметам, потому что по этим предметам государственная школа вообще ни как не отвечает за уровень подготовки. Вот и соответствующий закон о бюджетных организациях как бы случайно появляется, по которому можно деньги брать школам за дополнительные услуги.

2. Другая сторона проблемы заключается в том, что в сельской местности и малых городах подготовиться к высоким результатам по ЕГЭ практически не возможно – даже если сугубо теоретически у крестьян были бы деньги на репетиторов, то откуда они там эти репетиторы возьмутся, когда у нас в сельской школе один учитель преподает и физику, и литературу,  и пение. Так что сельским жителям нашей Родины рассчитывать на приличное образование вообще не приходится. Рожденные в селе там пусть и умирают, а из малого города можно выехать в областной центр только на заработки.

3. С третьей стороны, объявленная в качестве основной, цель введения ЕГЭ - борьба с коррупцией в сфере образования, -  оказалась полностью не состоятельной. До ЕГЭ коррупция у нас была сосредоточена на поступлении в ВУЗы. Теперь же она распространилась гораздо шире. Во-первых, возникла коррупция при сдаче самого ЕГЭ. В нее втянуты работники школ и чиновники от среднего образования. Результаты сдачи продаются в разной форме – «правильная» проверка работ, помощь при выполнении, создание условий для оказания помощи при выполнении и т.д. Во-вторых, коррупция в ВУЗах приобрела вовсе диковинные формы.  С одной стороны десяток вузов приобрел себе право на дополнительные экзамены. Надо ли говорить, что сдача такого экзамена сразу же получила рыночную стоимость. Недавний скандал с дочерью декана одного из факультетов МГУ, ровно по вопросу поступления через такой дополнительный экзамен вывел в прессу и сумму – 30 000 долларов США. Простое исследование методом опроса друзей и знакомых указало на то, что в зависимости от ВУЗа и специальности (факультета) суммы колеблются от 20 000 до 100 000 долларов США. Значение также имеет сам заказ. Вы хотите, чтобы Ваше чадо гарантировано поступило, или только чтобы его «не валили» на этом экзамене. Цена зависит от Вашего хотения. С другой стороны, олимпиады для школьников  из действительного механизма выявления особенно талантливых, трудолюбивых и одаренных детей превратились в мощнейший коррупционный канал. Поскольку победители и призеры олимпиад в подавляющее большинство ВУЗов поступают без экзаменов и без учета результатов ЕГЭ, то это стало весьма эффективным способом эти ЕГЭ обойти. Как известно, любой эффективный способ в условиях рынка имеет свою стоимость.  Это опять десятки тысяч в иностранной валюте. Сегодня на сайте Высшей Школы экономики на многих ее факультетах по опубликованной статистике поданных заявлений, количество рекомендованных к поступлению без ЕГЭ «олимпиоников» в два раза превышает количество бюджетных (бесплатных) студенческих мест.

Таким образом, реальное конкурентоспособное образование на сегодня в нашей стране стоит от 50 000 долларов до 100 000 долларов.  Далее вопрос почти риторический, а какой процент населения страны может себе такое образование позволить?


Еще 10 лет спустя, или кто кому будет виконт

Сложившаяся система образования в нашей стране на самом деле является механизмом социальной деградации нашего общества.  Через 10-15 лет у нас будет очень узкая прослойка действительно образованных в виде правящего класса,  и  массовое население, имеющее удовлетворительную отметку по ЕГЭ по математике и русскому языку.

Сегодняшняя система образования, как машина далее будет воспроизводить сословно-классовую  структуру общества.  Сословно-классовое общество сегодня уже является глубоко архаичным. Завтра оно будет сверхархаичным.  И современная Европа, и современная Америка прилагают огромные усилия для демонтажа у себя таких сословных обществ. Медленно и с трудом им это временами удается.  Еще двадцать лет назад мы в России  имели бесклассовое общество. В глазах советского человека  сословия и классы выглядели глубочайшей архаикой.  Сегодня нас в эту архаику возвращают.

Очень модно сейчас говорить о том, что мы строим общество, живущее и развивающееся на инновациях.  Вранье. Ничего такого мы не строим, поскольку для инноваций нужна массовая высокообразованная среда. Кто будет творить инновации?  Получившие обязательную «тройку» по ЕГЭ? У нас любят ссылаться на пример США, хотя трудно найти развитую страну с бОльшими, чем у США проблемами в сфере образования. Поэтому в США  вся инновационная составляющая кадрами обеспечивается извне. За счет эмиграционных потоков.  Почему,  например индусы и китайцы едут творить инновации в научно-технические центры США – мне (уверен, что и Вам) понятно, а вот почему они вдруг перестанут ехать в США, и поедут вдруг к нам – тайна сия велика есть.

Также очень модно сейчас говорить о модернизации. Опять же вранье. Ни к какой модернизации мы и не преступали. У нас деградирует социальная структура со всеми вытекающими последствиями, и мы этот процесс остановить пока не можем. Даже не хотим себе в этом признаваться.  С каждым годом работы сложившейся на сегодня нашей образовательной системы процесс деградации становится  более и более глубоким.  Речь будет идти уже не о потерянных годах, как сейчас, а о потерянных поколениях.  Вполне реально, что если не наши дети, то наши внуки поделятся вновь на условных  «виконтов» и «холопов».   Имея такую архаичную структуру общества, говорить о какой либо мировой   конкурентоспособности народа и страны не приходится.  Не следуют относиться ко всему вышесказанному как к фантастической «страшилке», просто следует знать, что система образования программирует будущее вашей страны.
  • +0.00 / 0
  • АУ