Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,786,981 45,057
 

  КиевлянинЪ ( Слушатель )
13 окт 2010 14:39:26

Тред №264954

новая дискуссия Дискуссия  101

Про Волгу - это же очень важно! Скромная задача обороны Царицына и Астрахани в 1918-19 гг - это... та самая нефть и обычная поваренная соль - озера Эльтон/Баскунчак и другие водоемчики скромнее!

А второй и главный мотив обороны - отсутствие прямого соприкосновения и транспортной связанности между Колчаком/Верховным правительством России в Сибири и его армией (т.н. Восточный фронт) и Вооруженными силами Юга России (Добровольческая и Донская армия) Деникина (Южный фронт)! А еще - нужно было не дать возможности белым зайти в тыл Туркестанского фронта красных, который периодически воевал в полном окружении в Средней Азии. Да и нефть с нефтепромыслов Эмбы - тоже была нужна, ибо Баку и Грозный были в руках анти-большевиков, а керосин и ГСМ были необходимы всегда.  

Так вот - критической точкой и узлом всех путей сообщения был Саратов/Покровск (сейчас - Энгельс), куда путь с Юга лежал мимо Царициына по Волге и ж/д. Напомним, что в Гражданскую войну боевые действия шли вдоль ж/д и судоходных рек, ибо других транспортных путей не было. Всех кто интересуется вопросом - читаем А.Б. Широкорада "Великая речная война" и про "Чудо-оружие России". Так что генштабисты с двух сторон - белых и красных, понимали почему был важен проход между Волгой и Доном.

У красных был бонус - Волжская/Каспийская флотилия, на которую перегоняли Мариинкой военные корабли даже с Балтики. А еще - ж/д на Астрахань идет по заволжским степям, и достать артиллерией из Царицина в случае его захвата было невозможно. Карты железных дорог того региона в то время - показывает тот факт, что для создания единого фронта Деникина и Колчака по Волге, деникинцам нужно было ломиться вдоль Волги через Царицын в расходящихся направлениях - пешком вдоль Волги на Камышин Саратов, Сызрань, Симбирск (что было невозможно) а по ж/д в противоположную сторону - на Поворино/Борисоглебск, Балашов, Пензу. Попробуйте так повоевать!? А для полного успеха белых - нужно одновременно занять и Астрахань и двигаться вдоль ж/д по заволжским степям на север до Саратова! А флотилии на Волге белые не имели, а с Каспия войти было сложно - фарватер и мины...

А колчаковцам -  нужно было наступать только вдоль ж/д на Самару из Уфы, ибо по железным дорогам выйти на Саратов, тогда было невозможно (их не было вообще)! Вдоль реки Урал через Орск на Оренбург и через Уральск воевали казаками (Чапаев там отличился), но массированного наступления белым здесь провести никогда не удавалось. Ибо Уральск висел на ж/д из Саратова, и взять его больше чем на месяц в 1919 году - не выходило!

А главный неубиваемый бонус красных - это Москва, точнее ее ж/д транспортный узел и сеть ж/д. европейской части России, по которым РККА перебрасывали с Востока на Юг или Запад те же самые генштабисты. У белых этого ресурса не было, и на получения этой свободу маневра направил все силы Деникин в 1919 году... Но без соединения с Колчаком и свободы маневра войсками между Уралом, Волгой и Доном по ж/д  и Волге с притоками успешного наступления на Москву быть не могло.

Возражения!? Карты Гражданской войны и железных дорог того времени можно легко найти в И-нет!
Отредактировано: КиевлянинЪ - 13 окт 2010 14:51:01
  • +0.62 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Gosh ( Слушатель )
13 окт 2010 15:23:08


Да все важно было тогда, в той или иной степени. Но Волга была явно не на первом месте у белых.

Иначе как объяснить тот факт, что Краснов летом-осенью 1918 вместо того, чтоб бросить все силы на такой стратегически важный Царицын - он одновременно наступал на Воронеж. Причем это направление он считал главным. Так пишут в БСЭ. Вот нахрена им так Воронеж понадобился? Там же ни коммуникаций, ничего не проходило. Дон и так под их контролем. Зато это путь на Москву!

Более того, в 1919-ом году летом Деникин между делом взял Царицын, но опять все главные силы были направлены на север - на Москву. То есть, судя по действиям белых они не воспринимали Царицын как стратегически важный пункт. Да, важный, но не ключевой.

Основным мотивом для его захвата было видимо действительно соединение с уральцами, согласен.
Но это была чистая утопия - фронт пришлось бы жутко растянуть, а силенок хватало только на хождение компактными кучками. Да к тому же Колчак подкачал.
  • -0.98 / 10
  • АУ
 
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
13 окт 2010 16:26:25

Разобрать события 1918-21(22)гг в СССР мешала идеология! Ей затыкали дыры и неудобные вопросы... А сейчас уже можно...

Про БСЭ - лучше все же СВЭ - Советская военная энциклопедия 1977-78 гг! Там идеологии поменьше было и схем побольше!

Про логику Краснова весной-летом 1918 года - она у него была вполне здравая, и это все он описал в эмиграции! Он даже не совсем наступал - а шел маршем вдоль железной дороги Новочеркасск-Миллерово-Кантемировка-Лиски-Воронеж - а его эимссары - по Дону вдоль Области Войска Донского, для мобилизации восставших казаков по станицам против "жидо-большевиков". А такое указывать в советских текстах и схемах было не с руки по идеологическим мотивам. В учебниках тогда тыкали в другой подобный пример - наступление красных в зимой 1919 года на Ростов-на-Дону, через Донбасс для организации восстания в тылу у белых и мобилизации в РККА шахтерского пролетариата, в том числе и анархо-куммунистической и синдикалистского направления.

Откуда в Царицине появились красные войска и амуниция? И почему туда пошли казаки? Ответ - красных укранцев УССР и ДонКривбасовцев туда вытолкнули немцы из Луганска, а казаки попробовали отбить них ну очень много ценного (я бы на их месте тоже попробывал, Краснов был по-своему очень умный человек). Но Ворошилов тоже отличился в войне с ним! Итак, цитирую (много пафоса - но реперные факты есть):

В связи с угрозой оккупации Луганска немецкими войсками в конце апреля было принято решение эвакуировать в сопровождении войск 5-й Украинской армией правительство Донецко-Криворожской республики вместе рабочими и их семьями. Эвакуации подлежали запасы оружия, угля, металла, хлеба, а также банки, типографии, партийные и советские учреждения, оборудование заводов. Оборудование и имущество должны были отправляться по железной дороге по маршруту Дебальцево - Зверево - Царицын; Луганск - Миллерово - Воронеж.

Всего было вывезено около трех тысяч вагонов различных грузов, были вывезены станки и другое заводское оборудование, паровозы, подвижной состав, металл, уголь, рельсы, обмундирование, продовольствие. Особенно важным было то, что удалось погрузить в составы орудия, пулеметы, снаряды, готовую продукцию Лугансокго патронного завода, вплоть до рельсов и шпал.

25 апреля под станцией Родаково произошло сражение немецких войск и бойцов 5-й Украинской армии. Бой у Родаково имел особое значение. Задержка вражеских войск на этом рубеже позволила вывести из районов, которым угрожала оккупация, десятки эшелонов. Несмотря на победу в этом бою на следующий день, выполняя приказ командования, части 5-й Украинской армии отошли к Луганску, а вечером того же дня вместе с последними эшелонами двинулись на Миллерово, чтобы через Чертково и Лиски пробиться к Воронежу.

Интервенты, намереваясь перехватить вывозимые из Луганска ценности, захватили железнодорожную станцию Чертково. Путь на север был отрезан. Оставался только путь на восток, к Царицыну, через донские степи. Так начался беспримерный, пятисоткилометровый героический поход.

Исключительная сложность похода состояла в том, что войска Красной Армии были привязаны к линии железной дороги. В восьмидесяти эшелонах находились до 50 тысяч человек, главным образом дети, женщины, старики. Бойцов было не более 15 тыс. человек. Местность была совершенно открытая, что давало врагу возможность постоянно делать внезапные налеты на любой эшелон. «Почти сто паровозов, самых крупных, самых мощных, - писал впоследствии Артем (Сергеев), - везли народное имущество колоссальной ценности. Ворошилов проделывал чудеса в тылу: он не давал немцам ни минуты покоя. Связывал их действия и ликвидировал обходы. Каждый новый километр пути преодолевался с боями. Под огнем чинили разрушенную врагом железнодорожную линию, мосты, водокачки».

В общем, куча людей на поездах с оружием и артиллерией табором двигается вдоль ж/д на Царицин! А казаки пытаются их атаковать - и что в итоге вышло:

В голове и хвосте колонны шли бронепоезда. Впереди пробивали путь мощным огнем орудий и пулеметов бронепоезда «Коммуна летит» и «Луганец» под командой Дмитрия Руда. По сторонам сдерживали свирепый натиск белоказачьих повстанцев атамана Краснова конники и пехотинцы отрядов Пархоменко, Латышева, Якубовского, Артема, Холодилина и присоединившихся к луганцам в станице Каменской красных казаков и сулинских шахтеров под командованием Ефима Щаденко. А заключал этот воистину железный поток бронепоезд «Гроза». «Гроза» то и дело вела огонь из всех стволов по наседавшим германцам. Был создан специальный отряд железнодорожников, которые восстанавливали разрушенные пути.

1 мая головные эшелоны подходили к станции Лихая – крупному железнодорожному узлу. На станции скопилось множество эшелонов, образовалась огромная «пробка», чем не замедлили воспользоваться белоказаки. Они решили окружить Лихую и разгромить растянувшуюся вдоль железнодорожной линии армию Ворошилова.

В соседней станции Зверево сосредоточились большие силы немецких войск, которые вели артиллерийский обстрел станции Лихая. Немецкие самолеты сбрасывали бомбы на эшелоны и пулеметными очередями косили людей.

Клим Ворошилов организовал круговую оборону, Артем и Руднев тем временем «проталкивали» составы все дальше и дальше на восток. Из добровольцев был сформирован специальный бронепоезд, который направился на станцию в Звереве. Появление бронепоезда было неожиданным для немецких войск, и они вынуждены были отступить от железнодорожного полотна. Путь был свободен. Бронепоезд, которым командовал А.Я. Пархоменко, последним покидал Лихую, прикрывая отход эшелонов.

Труден был путь по донским степям. Опасность подстерегала на каждом шагу. Белоказаки разрушали мосты, взрывали железнодорожное полотно, гнули рельсы, устраивали завалы, опрокидывали на пути старые вагоны, платформы и даже паровозы. Все это приходилось разбирать, ремонтировать, часто под пулеметным и артиллерийским огнем. За сутки проходили не более двадцати километров. Каждый шаг давался с боем.

Ожесточенные бои развернулись в районе Белой Калитвы. Незадолго до подхода красных эшелонов местный отряд шахтеров Богураевских рудников, поддерживаемый бронепоездом «Черепаха», выбил со станции белых. Но, отступая, враги успели взорвать мост через Северский Донец и повредить железнодорожный путь. Трое суток под непрерывным обстрелом возводили новый мост и обходную железнодорожную насыпь. 7 мая в Белую Калитву прибыл К.Е. Ворошилов. Был разработан план дальнейшего продвижения к Царицыну.

На всем пути от Белой Калитвы до станции Морозовская продолжались бои. К тому же особенно трудно было с водой. Водокачки на железнодорожных станциях, как правило, были разрушены. Приходилось вручную доставать из колодцев воду, чтобы «напоить» паровозы. На одной из станций к участникам похода - красноармейцам, женщинам, подросткам - обратился К.Е. Ворошилов с просьбой помочь обеспечить паровозы водой. В ответ сотни людей выстроились в живую цепь на несколько километров и бережно, чтобы не пролить ни капли, передавали из рук в руки ведра, котелки, чашки с водой из далекого степного колодца.

Трудности были и в обеспечении продовольствием. Скромные запасы продуктов, которые имелись в вагонах, необходимо было пополнять. В условиях непрерывных боев, это не всегда удавалось. Поэтому участники похода довольствовались скромным пайком. Большую помощь оказывали местные жители. В Волгоградском музее Обороны хранятся воспоминания участника гражданской войны А.Д. Одарченко «Однажды я пас скот недалеко от станции Репной. Вдруг из-за горы выехали пять всадников, и направились ко мне. По красным звездочкам я узнал красноармейцев. Подъехав ко мне, они спросили, нет ли на хуторе белогвардейцев, я ответил, что нет. Тогда они сказали: «Слушай товарищ, а нельзя ли у вас на хуторе достать продуктов?». «А куда вам привезти?» - спрашиваю. «На станцию Репная». Пригнав домой скот, молодой крестьянин вместе с товарищами обошел хутор, поговорил с односельчанами, рассказал, кому и для чего нужны продукты. К утру на станцию было отправлено три фургона с хлебом, яйцами, салом и другими продуктами.

10 мая передовые части 5-й Украинской армии уже подходили к Морозовской. Эта станица была одной из самых революционных на Дону. В январе 1918 года здесь был избран окружной Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Когда в станицу прибыли части 5-й Украинской армии, в станице был создан Морозовский полк, который тоже стал пробиваться к Царицыну.

Ежедневные бои увеличивали количество раненых, их набрался целый эшелон. Командование похода решило направить под охраной бронепоезда и специального отряда свыше 600 раненых и больных бойцов в Царицын. 22 мая санитарный эшелон прибыл в станицу Суровикино. Бронепоезд, охранявший состав, под покровом ночи ушел на разведку. Этим воспользовались белые, которых предупредил предатель. На рассвете артиллерийским обстрелом начался белогвардейский налет. Затем на станцию ринулись белоказачья конница и пехота. Путь им преградили красногвардейцы, но силы были неравные. К 9 часам утра белые прорвались к поезду. Началась жестокая расправа над безоружными, беспомощными людьми. Их рубили шашками, выбрасывали из окон вагонов. Врачей и медсестер, пытавшихся остановить озверевших бандитов, расстреливали на месте.

Весть о суровикинской трагедии быстро долетела до красного командования. Уже к полудню на станцию прорвалась сквозь огненное кольцо бронеплощадка, на которой были К.Е. Ворошилов и А.Я. Пархоменко. Страшная картина предстала перед ними. Как потом выяснилось, из 600 больных и раненых остались в живых лишь 70 человек. Нужно было немедленно отвести санитарный поезд в безопасное место. Подцепили паровоз. Когда машинист был убит, его заменил А.Я. Пархоменко. Под градом пуль, раненный в плечо и в руку, Александр Яковлевич все же вывел из-под огня эшелон.

24 мая в Суровикино состоялся траурный митинг. Сотни жителей станции и соседних хуторов пришли проводить в последний путь красных бойцов, ставших жертвой зверской расправы. На митинге выступил К.Е. Ворошилов. Над могилой погибших товарищей бойцы дали клятву до конца быть преданными революционному делу. Об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная на здании железнодорожного вокзала.

Бои в районе Суровикино продолжались. Имея численный перевес, белогвардейцы были настолько уверены в скорой победе, что даже прислали своих парламентариев с предложением сдаться. Но участники героического похода отвергли это предложение.

Белогвардейцы бросились на штурм. Бои продолжались днем и ночью. Противник не ожидал такого упорства от измученных тяжелым переходом красноармейцев. Когда белые начали выдыхаться, красные командиры снова подняли бойцов в атаку. Враг был отброшен от железной дороги.

2 июня части 5-й Украинской армии начали наступление на станцию Чир.

Миновав станцию Чир, красные эшелоны подошли к Дону. Здесь их ждало неприятное известие. Железнодорожный мост через реку был взорван. А до Царицына рукой подать – всего сто километров. Создалось критическое положение: путь вперед был отрезан, с запада, севера и юга наседали белоказачьи полки. Воспользовавшись создавшейся обстановкой, белогвардейский генерал Мамонтов послал в штаб 5-й Украинской армии парламентеров, он надеялся запугать К.Е. Ворошилова и его боевых соратников, вынудить их к сдаче на милость победителя. Парламентеры предложили Ворошилову прекратить сопротивление и сдать в неприкосновенности все оружие и имущество. При выполнении этого требования красноармейцам и всем беженцам гарантировалась жизнь и свободное возвращение в Советскую Россию.

Но Ворошилов отверг это предложение. Решено было мост восстанавливать. Техническое руководство стройкой поручили бывшему студенту Московского императорского инженерного училища Ф.А. Сергееву (Артему) и М.Л. Рухимовичу, имевшему техническое образование, прорабом назначили деда Матвиенко. Восстанавливать мост, добывать необходимые материалы пришлось под непрерывным огнем. Отряды 5-й Украинской армии и присоединившиеся к ним по пути части заняли круговую оборону. Одним из опорных пунктов стали Рычковские высоты. Их опоясывали две, а местами и три линии окопов.

В то время, когда красноармейцы отбивали яростные атаки врага, на изрытых снарядами берегах Дона полным ходом шло восстановление моста. Днем и ночью реку бутили землей, чтобы по насыпи проложить рельсы и пустить составы. А.Л.Семенов – участник похода, старый большевик вспоминал: «…глубина реки в этом месте достигала 4-5 метров, расстояние от уровня воды до линии укладки рельсов — 20 метров. Особенно трудной была вторая половина июня. Белогвардейцы узнали, что восстановление моста подходит к концу, усилили натиск, бросая в бой крупные силы конницы и пехоты, обстреливая нас из дальнобойной артиллерии. Пока войска отбивали атаки врага, луганские, и харьковские металлисты разобрали взорванную ферму, на мели шахтеры рыли котлованы. Другие бойцы в ближайших населенных пунктах разбирали заброшенные кирпичные и деревянные постройки. На железнодорожных платформах и подводах подвозили к реке кирпич, камень, бревна, шпалы, рельсы. К работе были привлечены все не занятые в боях. И все делалось под непрерывным огнем противника».

Кровопролитные бои продолжались с 16 июня по 2 июля 1918 года. Мост был восстановлен в необычайно короткий срок – за три недели. Участник похода Г.А. Толокольников вспоминал: «И вот настал долгожданный день. Над поверхностью воды показались бугорки насыпи. Вода не размыла её. Железнодорожники положили шпалы, на них рельсы. После долгого молчания над степью снова запел гудок паровоза. 30 июня первым по восстановленному мосту прошел бронепоезд «Черепаха». Он шел, тихо посапывая, осторожно, словно испытывая прочность полотна. Люди напряженно следили за ним. Вот он достиг границы моста и покатил дальше. И тогда полетели вверх шапки и фуражки. Бойцы обнимали друг друга, приговаривая: «Выдержал, миленький, выдержал!».

В ночь с 1 на 2 июля начали переходить Дон эшелоны. Белые вновь предприняли атаки, чтобы помешать этому, но были отброшены. Пока шла переправа составов, сводный коммунистический полк С. Локотоша успешно развивал наступление на левом берегу Дона. Продвигаясь вперед, красные части заняли станцию Ляпичев, а на соседней станции Кривая Музга, уже держали оборону защитники Царицына. Стремясь помочь группе войск Ворошилова, они перешли в наступление. Совместными усилиями соединившихся частей 44-й белогвардейский полк был далеко отброшен от железной дороги. Эшелоны благополучно проследовали к Царицыну.

Так завершился легендарный пятисоткилометровый поход луганских красноармейцев, рабочих, жителей города, который длился шестьдесят семь дней и ночей. Многие из них за мужество и отвагу были награждены орденом Красного Знамени.

Отсюда: http://donbassrus.dn…p?new=7097

Боевые действия на Дону, Сев-Кавказе и оборона Царицина в 1918 году со схемами здесь: http://sosof.narod.ru/skvo-2.htm
  • +1.47 / 10
  • АУ
 
 
 
  Gosh ( Слушатель )
14 окт 2010 00:42:45


Не понял? Вы хотите сказать что Краснов проводил это наступление на Воронеж, не сталкиваясь с КА?

И как быть с Деникиным, который обладая приличным запасом сил вовсе не стал держаться за Царицын и соединяться с уральцами, а все силы бросил на Москву?

Цитата
Боевые действия на Дону, Сев-Кавказе и оборона Царицина в 1918 году со схемами здесь: http://sosof.narod.ru/skvo-2.htm



Отличная ссылка. Читать всем сталинистам про подвиги Сталина в Царицыне до просветления:


Летние бои против белогвардейцев на юге страны показали, что необходимо совершенствовать управление войсками, укреплять их организованность и дисциплину, а также использовать знания и опыт старых военных специалистов, создать авторитетные штабы и партийно-политический аппарат. Для этих целей по приказу Реввоенсовета Республики от И сентября был образован Южный фронт. 17 сентября Военный совет СКВО был заменен Реввоенсоветом Южного фронта; командующим фронтом был назначен П. П. Сытин, бывший генерал царской армии, его помощником — К. Е. Ворошилов. Реввоенсовет и штаб фронта находились в городе Козлов (ныне Мичуринск) 2.
    Между тем члены Реввоенсовета Южного фронта И. В. Сталин, С. К. Минин и К. Е. Ворошилов не поняли задач, поставленных Южному фронту. Основной задачей фронта они по-прежнему считали оборону Царицына. Кроме того, они выступили против самостоятельности командующего фронтом в решении оперативных вопросов. В результате на Южном фронте создалось два центра командования: в Козлове и в Царицыне.
    24 сентября 1918 г. Сталин, как председатель Реввоенсовета Южного фронта, без ведома командующего фронтом издал приказ, в котором Красной армии Северного Кавказа ставилась задача овладеть Ставрополем и наступать на Батайск, Ростов. Предполагалось одновременно двинуть в наступление и остальные армии Южного фронта.
    Из-за протеста командующего фронтом Сытина Реввоенсовет Республики отменил этот приказ, так как армии фронта не были готовы к наступлению на Ростов. В этих условиях наступление 11-й армии, командование которой не знало об отмене приказа, вылилось в изолированную операцию, приведшую к неоправданным потерям. Центральный Комитет партии обязал Сталина вести работу в контакте с командующим фронтом. Сталин отказался выполнить это требование. Был образован новый Реввоенсовет Южного фронта в составе П. П. Сытина, К. А. Мехоношина, В. В. Леграна, а И. В. Сталин в середине октября был отозван в Москву 3.
  • -0.82 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
14 окт 2010 03:13:21

Почти так и было - сначала был отлов мелких красных отрядов в области Войска Донского и мобилизация и организация все казаков, а потом попытка наступления вдоль ж/д на Воронеж. Краснов рассчитывал на антисоветское восстание крестьян, которого в итоге не произошло! А сколько казаков отвлекал на себя подвижный лагерь Ворошилова у Дона!? А они должны были брать Воронеж!


Деникин был умный человек, и он понимал, что он попал в цугцванг - или Москва с дырявыми флангами на Левобережной Украине или Царицын и общий фланг с уральцами! А это расстояние между Волгой и Уралом - была постоянная заноза в тылу у Донской армии, ибо Астрахань не взяли, и флотилию на Волге не уничтожили! Существовал риск флангового удара по Донцам - что и произошло в феврале 1920-го!

А для наступления на Москву - нужно было занять Украину, чтобы получить мобилизацию волонтеров в Добровольческую армию в Харькове, Одессе, Киеве и городах поскромнее, ибо вооружение у него было - а с людьми весной не очень! А плохую работу тыловых служб и ж/д в армии Деникина честно отмечали белым мемуаристы в эмиграции.


По схемам понятно, что в тот момент Южного фронта близко не было - бодались разные сводные отряды от Терека до Камышина! Это оравой можно было только управлять по радио! А если у кого радио не было (почти у всех), а телеграф/телефон порезали - то связь только через посыльных... Про оперативность можно говорить весьма условно! Вот в Царицине и раскомандовались, как смогли! Интересно, запасы, которые завез туда Ворошилов на поездах - куда в итоге дели? Или все ушло на борьбу с атаками казаков Краснова?

Но без изучения этих материалов разбора Сталинских художеств в Москве на Ревовенсовете - что-либо говорить рано! А там были очень веселые разборки!
  • +0.92 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Gosh ( Слушатель )
15 окт 2010 12:32:39


В вашей же ссылке написано:
http://sosof.narod.ru/skvo-2.htm

Одновременно с наступлением на Царицын Краснов наступал на севере Донской области, стремясь прорваться в центральные губернии. В середине августа его войска захватили город Богучар, Воронежской губернии. Но дальнейшие попытки продвинуться на север успеха не имели. Упорное сопротивление белоказакам оказали 1-я Воронежская пехотная дивизия, а также части, отступившие с Украины.

То есть там тоже шли вполне себе масштабные бои.
А еще интересная деталь там же - наступления на Царицын требовали немцы, снабжавшие Краснова боеприпасами.
То есть возможно казаки сами-то и не хотели его брать. Они понимали, что никакой связи с уральцами все равно организовать не удастся - не те силы, да и фронта сплошного как такового нет.
А задачу перерезать коммуникации они и так успешно решили без взятия Царицына.

Цитата
Но без изучения этих материалов разбора Сталинских художеств в Москве на Ревовенсовете - что-либо говорить рано! А там были очень веселые разборки!



Это да, вот бы их найти. Мне попадались только отдельные цитаты. В инете кажется стенограммы  нет..
  • -0.15 / 10
  • АУ