Большое спасибо за содержательный пост. Мне, как человека далекому от авиапрома, такое всегда интересно.
Оказывается, есть реально работающие с Ту люди, которые не считают его экономику убийственной, ни его надежность - невыносимо низкой, ни летные характеристики - убогими, в отличие от кое-кого. Так вот, на мой НЕпрофессиональный взгляд, проблема ОАК именно в том, что он не может, не умеет и не желает это доказывать потенциальным клиентам!
Можно было бы провести работу (сначала хотел написать "легко", но работа это непростая и достаточно тонкая, практически интимная) по опросу потенциальных клиентов в стиле: сколько Тушек можете взять? А по 50? А по 40? А с повышенной надежностью? А с гарантией обслуживания на 20 лет?
Затем идем в правительство с цифрами: Спасение авиапрома на текущий момент стоит столько-то тыщ мульенов в год, но есть конкретный интерес таких-то людей. Так что сначала мы финансируем, грубо говоря, 5 самолетов, потом еще 5 - на паритетных началах со стартовым заказчиком, далее заводы выходят на самоокупаемость производства.
После чего уже объявляем роадмап: выпускаем с такого-то года по 10 СМ-ок в год, с заключением гарантийных контрактов на срок до 2025 года, эксплуатационные характеристики - такие-то, каталожная цена - такая-то (тут подмигиваем). И с этим роадмапом - по второму кругу: вот, Иван Иваныч, хотели - получайте. Контрактик когда бум подписывать?
Метания же ОАК в стиле: вот мы хотим выпускать по 20 самолетов типа в год, а вот мы вдруг программу закрываем, а то вот мы вдруг нашли заказчика, а то вдруг снова потеряли... С учетом постоянных невеселых сообщений и упаднических настроений по авиапрому, выглядит просто убийственно. Даже патриоты отечественных машин (а такие, как видим, есть) не будут покупать в такой обстановке ничего.
Вот такое мое дилетантское мнение.