“В бедной еврейской семье родился великий русский художник Левитан...”
(С)
Жан Баптист Бернадотт родился в бедной семье прокуратора ( прокуратор : 1. tax collector или 2. agent, attorney) в провинциальном французском городке Пау, бедной провинции Гасконь, что на границе с Испанией ( оттуда же родом был и Д’артаньян
)
До сих пор в городе сохранился дом где Жан был рожден. Правда теперь у входа там теперь висит шведский флаг...
Будущее Жана Баптиста не предвещало ему ничего особенного: может писарем где, может клерком в лавочке устроится вот и все его проспекты... В общем бедно, но интеллегентно...
Но случилась Великая Французская Революция и молодой Жан Баптист понял сразу , что это и есть его единственный шанс.
Он отправился искать своего счастья в революционной армии.
Удачлив и смел в бою, уже в 30 лет он умудрился дослужиться до бригадного генерала .( похоже как и у нас в 20ые , в гражданку народ делал лихие карьеры)
Он приблизился к Наполеону посредством брака на одной из дальних родственниц Наполеона. Говорят, что Наполеон хотел было одно время на ней сам женится, но после нескольких ночей передумал, так что таким образом , Бернадотт еще и “спасая” честь и достоинство этой юной особы из “правильной семьи” делал выгодный политический марьяж.
Военная карьера давалась ему легко, однако существовало одно НО: как и многие настоящие революционеры, он был убежденным республиканцем/якобинцем и воевал не за “бога, царя и отечество” а за великую Францию!
Слухи о татуировке на его плече “ mort a roi” ( смерть королю) подтвердить теперь сложно, но в истории осталось его фраза, где он обещал до своего последнего вздоха бороться с монархами и монархией.
Бернадотт служил Франции верой и правдой. Во времена военных походов он был одним из талантливых военачальников добывавших победы Наполеону и преумножая территорию Империи. Между походами он исправно выполнял функции губернатора или наместника туда куда его пошлет император. Всякий раз он показывал незаурядные управленческие способности и приводил в порядок экономику и инфраструктуру доверенных ему территорий ( Ну прям как сегодня наш Собянин!!
) Он успел порулить и Австрии и в Италии.
Его политический вес увеличивался и самовлюбленный Наполеон стал всерьез опасаться его как серьезного политического противника. Приблизив его и назначив его маршалом Франции , Наполеон надеялся таким образом контролировать его полит. амбиции.
Бернадотт же в свою очередь планировал вместе с другими генералами избавится от выскочки имератора. Было даже организованно покушение на императора, где он вроде как считался его мозговым центром, но за отстутствием прямых или косвенных улик, избежал суда . Отношения же меж ним и Наполеоном были испорчены и они даже не разговаривали, по возможности избегали друг друга.
Теперь, Швеция.
Как уже сказано мною выше, в 1810 году Швеция практически находилась в руинах по причине своих глупых войн и “английской бескорыстной помощи”.
Русские войска стояли на севере страны, вплоть до Умеа, и легко могли бы занять и Стокгольм, если бы не слово чести данное шведским генералам, тщетно пытавшимся в то время усадить на трон Карла Августа ( см мой предыдущий пост).
Швеция могла бы легко быть поделенной между Данией и Россией. В принципе в 1810 году на кону стоял суверинитет страны.
После гибели Карла Августа, шведы послали гонца к Наполеону, так как им надо было срочно договориться о какой нибудь протекции.
И опять же в надежде ,что им удасться с помощью наполеоновской армии вернуть себе Финляндию. Так что шведы были согласны на все...
Шведский посол прибыл в Париж и спросил первого попавшегося ему генерала, где у них тут какой нибудь “свободный от войны” военачальник?
Ему было указано на Бернадотта.
Слепой случай свел шведов с Бернадоттом. Он принял приглашение “на царство” как возможность возвращения во Францию в совершенно ином качестве.
К тому времени, эпоха Наполеона катилась если не к закату то к своему логическому концу. Республиканцы, генералы не желали возрождения монархии как института и значит, судьба императора по любому была предрешена. Рано или поздно, его бы убрали. И в конце концов это произошло с помощью англичан.(упорно ходят слухи о конспирологическом заговоре между англичанами и некоторыми высокопоставленными республиканцами)
Так что Бернадотт собирался “пересидеть” смутные времена “за полярным кругом”
Он надеялся максимум на 2 , 3 года “добровольной ссылки” а там , глядишь, и пора возвращаться но уже в качестве правителя французской империи.
Потом, по хорошему, Бернадотт не хотел учавствовать в дальнейших завоевательных походах императора, и в частности, в готовящейся Русской компании. Почему? Во первых, как человек военный, он считал безумием саму идею “поглощения” Российской империи.Во вторых, как администратор, он уже на своем опыте прочувствовал, как сложно управлять столь разнородной Империей, коей становилась Франция.
Наполеон со своей стороны, чувствовал растущую неприязнь и силу Бернадотта , и боялся его. Он хотел “избавиться “ по хорошему от “товарища”. Один момент он даже планировал послать Жана Баптиста наместником в Ватикан. ( с политической точки зрения , выше этого могло быть место только самого Императора )
Тут то вовремя и подвернулись шведы. Бернадотт принял приглашение на царство/наместничество, а Наполеон с легким сердцем немедленно согласился.
Надо сказать, что Бернадотт приехал в Швецию не с пустыми руками. Он из своих личных денег заплатил англичанам ВЕСЬ шведский государственный долг!
По сегодняшним меркам эта сумма была бы равна 700 миллионам шведских крон. А по тем понятиям вообще запредельные суммы.
Бернадотт “заработал” деньжат не только на военных походах, но и благодаря “ инвестициям” в развитие тех территорий коими управлял...:)
После того как он “прикупил” себе несчастную Швецию, у него еще оставалось достаточно денег чтоб не заботиться о будущем.
Жена его, Дезирее , не сильно любила заснеженную , темную, северную страну. Шведы ей казались такими дикарями... и она быстренько съехала обратно к себе во Францию. Наведывалась она к мужу довольно регулярно, но визиты не были долгими. Дети у них уже были, так чего , мол, беспокоится...
Жан Баптист так никогда и не заговорил по шведски, так как и он в принципе, не принял Швецию как свою вторую родину, что однако, не ограничило его успехов как государственного деятеля.
Сегодня считается, что он был одним из выдающихся шведских правителей , сделавшим действительно неоспоримо много для страны и нации.
Однако местные аристократы мечтавшие и дравшиееся за шведский трон, но не собиравшиееся потратить ни копейки из своих "кровных" для спасения своей собственной страны так никогда и не простили ему его плебейского происхождения, и он не получил поддержки от них до смерти.
как впрочем, все похоже и все повторяется ! Воистину : “История ничему не учит!”
До сих пор , 200 лет спустя, вопрос легитимности династии Бернадоттов все еще остается под вопросом и периодически вызывает очень живые дебаты в обществе.
Но об этом в следующем письме, равно как и ответ мой обещанный НьюЮзеру об отношении современных шведов к Бернадоттам.
Подготовлено по материалам ведущего историка Германа Линдквиста и его новой книги “ Жан бернадотт, тот кого мы выбрали сами” ( Herman Lindqvist “ Jean Bernadotte, man vi valde”)
и еще здесь кому интересно:
http://en.wikipedia.…_of_Sweden