Российская пресса утверждает, что ей известен предатель, выдавший американцам 11 русских агентов-нелегалов, работавших в США. Газета "Коммерсант" по итогам собственного журналистского расследования заявляет, что предатель — полковник Щербаков, долгое время служивший в Службе внешней разведки России (СВР) начальником американского отдела управления "С", занимающегося работой с нелегалами.
Группа российских граждан была арестована в США в конце июня по по обвинению в шпионаже. В июле их обменяли в венском аэропорту на четверых россиян, осужденных ранее в РФ за шпионаж.
То, что разразившийся летом российско-американский шпионский скандал стал результатом предательства, российские власти не скрывают. Премьер-министр Владимир Путин во время встречи с разоблаченными и высланными из США агентами заявил:
"Это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают, они кончают, как правило, либо от пьянки, либо от наркотиков, под забором". Однако до сих пор виновник случившегося назван не был.
О том, что полковник Щербаков — предатель, в СВР могли бы понять заранее, полагают источники. Однако в российской разведке упустили из вида тот факт, что
дочь Щербакова давно живет в США. "Странно, почему
никто не озадачился тем, что у человека на таком посту есть родня за границей. Это лишь один из многих вопросов в этом деле, который интересует следствие", — рассказал "Коммерсанту" знакомый с ходом расследования разведчик.
В СВР ничего не заподозрили, даже когда Щербаков отказался от повышения по службе, предлагавшегося ему примерно за год до шпионского скандала. По-видимому, Щербаков решил таким образом избежать необходимой в случае повышения проверки на детекторе лжи. Это значит, что он уже тогда активно сотрудничал с американскими спецслужбами.
Сын Щербакова, трудившийся в другом ведомстве — Госнаркоконтроле, спешно покинул Россию, улетев в Америку незадолго до разоблачения российских агентов, отмечает издание.
Сам же предатель, по словам источника газеты в российских госструктурах, сбежал из страны всего за три дня до июньского визита президента Медведева в США. "После этого американцы, опасаясь, что мы, заподозрив предательство, начнем вытаскивать из США своих нелегалов, начали их арестовывать. Это поставило Белый дом в крайне неловкое положение и заставило понервничать: никто ведь не хотел осложнять первый визит Медведева в Штаты", — пояснил источник.
О задержании российских разведчиков в США было объявлено 28 июня, уже после визита Медведева за океан.
После шпионского скандала фамилия Щербаков в СВР приравнена к ругательству: во многом из-за того, что
Щербаков лично поспособствовал разоблачению самого ценного и опытного из российских нелегалов — 65-летнего Михаила Васенкова, также известного как Хуан Лазаро.
Еще в 1960-е годы Васенков-Лазаро был отправлен в Испанию, откуда выехал в Чили, где под видом фотографа и начал свою работу на внешнюю разведку. Под видом модного фотографа Лазаро исколесил всю Латинскую Америку, попутно обрастая знакомствами среди политиков и бизнесменов.
В 1970-е годы Михаил Васенков женился на перуанской журналистке Вики Пелаез. Вскоре новобрачные перебрались в США по заданию руководства внешней разведки. Судя по всему, Пелаез действительно не лукавила, когда после ареста заявляла прессе, что ничего не знала о том, кто на самом деле ее муж.
В Америке семья Лазаро жила скромно, хотя супруга российского разведчика была влиятельной журналисткой испаноязычной газеты El Diario, а в числе знакомых самого Михаила Васенкова были высокопоставленные функционеры из левого крыла Демократической партии США. За успешную работу на советские спецслужбы Васенкову еще в 1980-е годы секретным указом руководства СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
"За время своей работы Васенков настолько натурализовался, что практически забыл русский язык, — говорит источник "Коммерсанта". — Это профессионал высшего класса, о котором, если бы не предательство, никогда бы не узнали в США".
Биография Васенкова-Лазаро была настолько безупречной, что, даже арестовав его, американские спецслужбы были бессильны доказать связь задержанного с российской разведкой. Перед следователями сидел седой уважаемый семьянин, чьи дети, жена, многочисленные друзья, сокурсники, соседи и влиятельные знакомые были готовы под присягой подтвердить любой факт из жизни добропорядочного 65-летнего американца Лазаро. Сам арестованный до последнего отвергал любые обвинения, настаивая на невиновности.
Коллеги Васенкова допускают, что в итоге он мог оказаться на свободе, но однажды к нему в камеру явился полковник Щербаков. "Михаил Анатольевич, вам надо признаваться и сдаваться", — заявил предатель. Арестованный ответил по-английски, что не понимает языка, на котором говорит пришедший. Когда Щербаков обратился к нему по-английски, шпион заявил: "Я Хуан Лазаро. Все происходящее — глупая ошибка, и я не понимаю, в чем я должен сознаваться". После этого полковник
Щербаков передал американцам личное дело Васенкова-Лазаро, привезенное им из Москвы. После этого отрицать связь с российской разведкой не было смысла: Васенков назвал свое настоящее имя, но дальше говорить отказался.Следователи, впрочем, все же попытались разговорить нелегала, сломав ему при допросе три ребра и ногу, утверждают источники. С этими переломами он и прилетел в Россию после обмена. Коллеги Васенкова говорят, что, едва вернувшись, он сказал своему руководству, что жить в России не собирается и намерен уехать за границу.
"Его можно понять. Ведь происшедшее не просто предательство, — говорят в СВР. — Привезти досье на нелегала врагам — это просто п…ц. Такого никогда не случалось".