процесс создания ПД-14 для самолета МС-21.
http://www.aviaport.…06723.htmlМосква. 3 декабря. АвиаПорт - Создание семейства авиадвигателей является требованием рынка, заявил на проходящей в Москве III Международной научно-технической конференции "Авиадвигатели XXI века", генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев.
"Риски и огромные материальные и финансовые затраты, которые несет за собой разработка нового двигателя, заставляет всех разработчиков находить такие решения, которые минимально зависят от ситуации на рынке. Поэтому давно никто и никогда не создает двигатели только для одного конкретного типа самолета", - сказал он.
По словам А.Иноземцева, бизнес-идея создания перспективного российского авиадвигателя состоит в том, чтобы создать семейство двигателей: самолетных, вертолетных, газотурбинных установок (ГТУ) на базе одного унифицированного газогенератора. "Такой же подход мы видим практически у всех разработчиков авиадвигателей в мире. С наибольшим успехом идея была осуществлена в двигателе CFM56. Имея неизменный газогенератор, было создано семейство авиадвигателей тягой от 7 до 15 т и продано уже более 22 тысяч штук", - напомнил генконструктор.
"Мы исследовали и проанализировали тенденции того, как будет развиваться рынок, какие будут требования к продукту, который мы создаем. Мы поставили задачу завоевания примерно 10% рынка авиационных и наземных двигателей", - заявил А.Иноземцев.
По его мнению, необходимо было так искусно спрогнозировать рынок, и под этот рынок так оптимально выбрать параметры газогенератора, его размерность, степень сжатия, КПД узлов, чтобы создание семейства было реализуемо в приемлемых ценах и сроках. При этом за последние годы на рынке произошли большие потрясения, связанные с ростом цен на авиакеросин. В результате требования авиакомпаний к топливной эффективности очень серьезно возросли. Кроме того, разработчик детально рассмотрел технические риски, которые предстоят, если остановиться на схеме газогенератора "6+1". Это привело к тому, что "Авиадвигатель" совместно с ЦИАМ отказались от практически спроектированного газогенератора.
"Авиадвигатель" совместно с ЦИАМ несколько лет занимались определением оптимальных характеристик газогенератора для ПД-14, но два года назад было принято вынужденное решение отказаться от практически спроектированного газогенератора. А.Иноземцев уточнил, что первоначальный вариант газогенератора был не просто спроектирован, а были испытаны первая, средняя и замыкающая ступени компрессора, полноразмерная камера сгорания, полноразмерная турбина высокого давления.
Сейчас разработчик остановился на газогенераторе, выполненном по схеме "8+2". В восьмиступенчатом компрессоре высокого давления достигается степень сжатия 17. Камера сгорания включает в себя самые современные малоэмиссионными технологии. "Практически новый газогенератор был спроектирован и изготовлен его демонстратор в рекордные сроки", - отметил генеральный конструктор.
Принципиально важно, по мнению А.Иноземцева, что все ключевые технологии производства авиадвигателя ПД-14 будут отечественной разработки. Необходимость проведения разработки технологий производства ПД-14 в России с подключением всех отраслевых НИИ и научных центров обусловлена тем, что современные и перспективные западные технологии на рынке не продаются, они запрещены либо по коммерческим соображением, либо по политическим мотивам. "Поэтому Россия, имея доступ практически к любому производственному оборудованию, вынуждена технологии создавать самостоятельно. Кстати, такая же ситуация и с материалами для перспективного авиадвигателя", - пояснил А.Иноземцев.
По его мнению, если взять на рынке сегодняшние продаваемые материалы, то отечественный двигатель получается не конкурентоспособным, а все материалы, которые поставили бы нас в один ряд с западными фирмами-разработчиками авиадвигателей, запрещены к продаже на рынке. Поэтому необходимые материалы и покрытия Россия также вынуждена разрабатывать самостоятельно.
По данным генерального конструктора, центром компетенции по технологиям нанесения покрытий, включая керамические, определен "Пермский моторный завод", и для него закуплена специальная технологическая линия стоимость порядка 10 млн евро. Эта линия будет способна наносить самые современнейшие покрытия на 200 тыс. лопаток в год. Эту технологию отрабатывает ВИАМ.
"В настоящее время проводится исключительно серьезная реконструкция производства на предприятиях, участников программы создания и производства ПД-14, для чего закупается самое современное технологическое и испытательное оборудование", - сказал А.Иноземцев.
Касаясь вопросов кооперации в создании ПД-14, А.Иноземцев сказал, что в целом кооперация сформирована. "Модуль низкого давления полностью, кроме рабочих лопаток вентилятора, закреплен сегодня за ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн". Рабочие лопатки вентилятора являются центром компетенции ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО), турбина низкого давления - центр компетенции УМПО и КБ "Мотор", - уточнил А.Иноземцев.
Он подчеркнул, что газогенератор для всех типов двигателей всего семейства предполагается производить в Перми.
"Авиадвигатель", как головной разработчик ПД-14, планирует в полной мере использовать испытательную базу, имеющуюся на предприятиях, входящих в состав ОДК, отметил А.Иноземцев. По его словам, в частности, для испытаний планируется использовать созданную базу в Рыбинске (НПО "Сатурн"). "Мы не планируем повторять все специальные стенды и установки, и планируем провести испытания в Полуево на том стенде, который создан для испытаний SaM-146. Это гигантский объем работ", - сказал генеральный конструктор ОАО Авиадвигатель.
Он отметил, что "одновременно с этим реконструируется стенд, у которого будут самые современные параметры на нашей площадке". По его словам, в текущем году построен испытательный стенд. "Ранее этот испытательный бокс был заброшен, а сегодня это суперсовременный испытательный стенд. Количество измеряемых параметров - 2000, а на испытываемом газогенераторе установлено 1200 датчиков. В этом году мы этот стенд дооборудуем. В соседнем боксе установлена система наддува и подогрева воздуха для имитации работы внутри двигателя. На нем будет вестись полноразмерная даже ресурсная доводка", - сказал А.Иноземцев.
По его данным, для испытания нового газогенератора используется самая современная технология испытаний. Двигатель собирается на подмоторной раме, все 1200 датчиков устанавливаются в цехе сборки, монтируются, подводятся к специальным адаптерам, от которых по быстроразъемным соединениям сигнал в цифровом виде уходит в компьютерный центр. "Под этот стенд мы нарастили свой кластер с 8,6 терафлокс, то есть он способен переваривать гигабайты информации, которые пойдут в ходе испытаний", - отметил специалист.
Еще одна установка построена для отработки малоэмиссионных технологий. Установка - мощнейший компрессорный центр и система подогрева воздуха. Этот стенд имеет параметры: давление в испытуемом объекте 25 атм, расход воздуха 4 кг/с, что позволит испытывать отсеки камеры сгорания. Температура за счет подогревателей воздуха 550 град С, эти параметры очень близки к реальным параметрам. "Таких стендов в мире совсем немного. Стоимость его составила 5 млн евро и мощность около 5 МВт ", - сказал генконструктор ПД-14.
Он дополнил, что одной из проблем является сертификация материалов по западным нормам, а для этого необходим гигантский объем испытаний материалов. "Для этого закупается 10 испытательных машин, 6 мы уже ввели в эксплуатацию, две машины мы получаем в декабре и в 2011 году получаем еще две машины", - сказал А.Иноземцев.
Реализуя требование разработчика самолета, чтобы мотогондола была с применением композиционных материалов, к программе ПД-14 привлекаются пермские предприятия по производству твердотопливных ракет, где технологии намотки композитов давно отработаны. "Разработчик ПД-14 совместно с ВИАМ и западной фирмой создает там совместное предприятие для производства конкурентных современных мотогондол двигателя ПД-14", - сказал генконструктор.