Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,190,797 8,333
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
08 дек 2010 21:54:11

Тред №283265

новая дискуссия Дискуссия  164

С сайта Pedsovet:

Новое поколение выбирает...?
----------------------------------------
Похоже, новое поколение лишено права выбирать. За детей и их родителей все решают чиновники от образования. Мнение учителей министерских функционеров тоже не интересует. Печально.

Школьная программа лишилась таких дисциплин, как черчение и астрономия. Сокращено количество часов, отведенных на изучение русского языка. В немилость попали и иностранные языки — немецкий, французский. Ну правильно, зачем детям учить язык страны, в которой они живут… И совершенно незачем тратить время на изучение языка Гете и Шиллера. Язык, на котором писали Вольтер, Ларошфуко, Дюма, Бальзак — тоже нынче не в моде. Главное — знать английский! Без английского — не комильфо, даже если знаешь испанский, французский или немецкий.

Взамен исключенных дисциплин школьникам, у которых нет еще ни достаточной базы знаний, ни жизненного опыта, ни умения обобщать и делать выводы, предлагается приступить к изучению психологии. Подростков обучают основам статистики и валеологии. Никто не собирается спорить — все это нужно и полезно, но только когда идет впрок. А для этого нужна основа, база. И еще — желание и способность воспринимать информацию, что представляется весьма сомнительным при той информационной нагрузке, которую предлагает сегодня школа.

Учителя обязаны научить ребенка всему, что предлагает школьная программа, им просто некуда деваться. Детям необходимо все усвоить. Со стороны все это напоминает гигантскую бетономешалку, в которой превращаются в серое месиво культурные ценности, достижения человеческой мысли, яркие таланты детей, самоотверженный труд учителя, прошлое страны и будущее нации. Из серого раствора очень удобно отливать унифицированные безликие винтики для государственной системы — строго по ГОСТу.

Я не учитель, и не знаю многих профессиональных моментов. Рассуждая о школьной программе, могу ошибаться и быть неправой. Но взглянуть на проблему по-человечески, по-граждански мне вполне под силу.

Очень хорошо помню советское школьное образование. Нас учили думать, учиться познавать, анализировать, стремиться к пониманию, проводить параллели и искать взаимосвязи. Школа заботилась о нашем умственно-познавательном развитии. Именно для этого в школьную программу входили самые разные предметы, которые в жизни вроде бы и не нужны на утилитарном уровне. Но именно эти знания и полученные навыки давали нам общее образование, картину мира, способность продолжать образование самостоятельно. Нам вручали инструменты для познания, а разнообразие полученных знаний позволяло выбирать наиболее подходящую дорогу в жизни.

Основой было умение бегло и свободно читать, усваивая содержащуюся в тексте информацию. На уроках русского языка мы учились связно и грамотно выражать свои мысли. У нас было много часов русского языка. Но и их было мало. Как же можно узнать русский язык за 2—3 часа в неделю? В результате имеем то, что имеем: косноязычную, невнятную молодежь, которая не умеет и не хочет напрягать свою непривыкшую к умственному труду голову чтением и мыслями. Чем «грызть гранит науки», лучше употреблять неведомо кем приготовленную жвачку из ТВ и интернета.

Для небольшой части лучших учащихся уготована участь узких специалистов. Даже школьные олимпиады ориентированы на то, чтобы побеждали и получали бонусы в виде льгот при поступлении в ВУЗ те, кто несколько лет подряд проявляет усердие в глубоком изучении избранной дисциплины. При общей высокой нагрузке такая система неизбежно приводит к углублению в один предмет за счет других.

Узкий специалист, обладающий глубоким знанием своей отрасли — это всегда не более чем техник, винтик. Для достижения истинных высот знания необходимо иметь более обширные познания, больший кругозор, незашоренность узкой специализацией. Именно так воспитывала учащихся советская школа (если отбросить политическую составляющую), недаром «совковая» смекалка до сих пор приводит в ступор западных узких специалистов.

Все. Министерство просвещения решило, что западная система россиянам подходит лучше. Причем ее англоязычный вариант.

***

Черчение. Умение мыслить пространственно. Способность изобразить предмет технически точно, умение читать чертеж. Разве это — бесполезно? Особенно для тех, кто продолжит обучение в технических вузах? Да, есть компьютеры и «Автокад». Но элементарные навыки черчения — это основа, без которой и умная программа не поможет.

Астрономия. Да, можно прожить жизнь, ни разу не поинтересовавшись, что вокруг чего вертится — Солнце вокруг Земли, или наоборот. Можно. Но считать себя при этом образованным человеком — нельзя.

И вот тут настигает страшная, просто невыносимая мысль: нынешнему поколению уже не нужно считать себя образованными людьми. Не это важно и ценно. Важны и ценны только внешние признаки успешности: высокооплачиваемая работа, престижная машина, счет в банке. И какая разница, что там в небесах вокруг чего вертится…

Что же будет с нашими детьми? В стране, которая уничтожает свой потенциал, низводя общее образование — до умения получать нужные оценки, Учителя — до транслятора идей чиновников от образования и экспериментаторов от педагогической науки, — что будет с нашими детьми?

И дело вовсе не в черчении или астрономии, это только частное проявление печальной и пугающей тенденции развала образовательной системы.

...
-------------------------------
  • +0.48 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Спокойный ( Слушатель )
13 дек 2010 01:27:01

ЕГЭисты прозрели?Шокированный

Принуждение к зубрежке вызывает в юношах и девушках дух сопротивления,
отбивает желание учить маловажные в их понимании предметы
и, как следствие, негативно сказывается на оценках.

Результаты тестов Международной программы оценки школьников - PISA,
в возрасте 13-15 лет неприятно поражают.
Наши ученики 7-9-х классов разделили 42-е место - из 65,
со сверстниками из Объединенных Арабских Эмиратов по чтению и пониманию текста,
заняли 35-е место по математике и 37-е — по естественным наукам - физика, химия, биология.
Первые места заняли дети из школ Китая, Кореи, Сингапура, Финляндии и Канады.
В младшей школе, где ЕГЭ пока нет, ситуация иная:
в тестах на качество чтения и понимания текста - PIRLS,
наши четвероклассники в 2006 г. заняли 1-е место среди 40 стран.

По итогам теста по биологии и математике - TIMSS, они завоевали в 2007 г.
6-е место по математике и 5-е — по природоведению.
  • +0.55 / 4
  • АУ