Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,783,402 44,963
 

  Vediki977 ( Слушатель )
09 дек 2010 08:55:32

Тред №283365

новая дискуссия Дискуссия  128

Хочу предложить вашему вниманию статью из Энциклопедии МВД, посвященную внесудебным репрессиям:


ВНЕСУДЕБНЫЕ РЕПРЕССИИ, применение уголовных наказаний адм. (исполнительными) органами. В дорев. России такими полномочиями было наделено Особое совещание (ОС) при министре внутр. дел, образованное на осн. Положения о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия от 14 авг. 1881. ОС состояло из товарища (заместителя) министра внутр. дел (председатель) и 4 членов (по 2 представителя от МВД и Мин-ва юстиции). Оно могло по представлениям местных властей вынести пост. о высылке того или иного лица на срок от 1 до 5 лет.
Начало В.р. в Сов. гос-ве принято связывать с декретом от 21 февр. 1918 «Социалистическое Отечество в опасности!», предусматривавшим расстрел на месте преступления «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контррев. агитаторов, германских шпионов». Вначале выносились решения о расстреле только уголовников. Первое пост. о применении «высшей меры социальной защиты» было вынесено коллегией Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в февр. 1918. С весны 1918 началось интенсивное создание местных (губ. и уездных) ЧК, к-рые также стали применять во внесудебном порядке разл. наказания. С особой силой репрессивные меры стали применяться после серии террористических актов в отношении В.И. Ленина, М.С. Урицкого и др. В ответ на «белый террор» был принят декрет о «красном терроре», в к-ром говорилось, что «обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью» и расстрелу подлежат «все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Одновременно был введен институт заложников, принято решение о создании концентрационных лагерей и лагерей принудительных работ.
Широкое применение В.р. (расстрел, заключение в лагерь, штраф, конфискация, лишение права занимать опред. должности навсегда или на опред. срок и т.п.) вызывало массовые выступления против подобных мер. Вопрос о сужении полномочий органов ВЧК поднимали рядовые граждане, авторитетные большевики, изв. деятели науки и культуры, нек-рые Советы и парт. орг-ции. В дек. 1918 НКЮ, а в янв. 1919 комиссия ЦК РКП(б) во главе с Л.Б. Каменевым представили проекты реорганизации ВЧК, гл. идеей к-рых было изъятие у нее права внесудебного рассмотрения дел.
В период гражданской войны в зависимости от изменения внутриполит. ситуации внесудебные полномочия ВЧК сужались или расширялись, но сохранялись в том или ином объеме. Кроме ВЧК право вынесения «внесудебных приговоров» к заключению в лагерь на срок до 3 лет получили коллегии отделов уголовного розыска Петрограда, Москвы и ряда крупных городов.
В 1919 был урегулирован порядок вынесения внесудебных решений «судебными» коллегиями губ. ЧК. Следователь, к-рый вел дело, обычно коротко докладывал, почему он предлагает применить то или иное наказание. «Приговоры» выносились простым большинством голосов. Голосованием принималось и решение о расстреле, однако если хотя бы один член коллегии был против применения этой меры, дело передавалось в вышестоящую ЧК.
В.р. через т.н. следственно-судебные комиссии широко применялись и на тер., контролировавшихся «белыми».
Созданное на осн. декрета ВЦИК от 6 февр. 1922 вместо упраздненной ВЧК Государственное политическое управление (ГПУ) лишалось права внесудебного разбирательства дел. Однако уже в марте–апр. вначале пост. Политбюро, а затем и в законодательном порядке ГПУ вновь было наделено правом В.р., вплоть до расстрела, в отношении лиц, взятых с поличным на месте преступления.
Тогда же была разработана инструкция, гласившая, что во внесудебном порядке по линии ГПУ комиссией по адм. ссылкам НКВД могут быть высланы след. лица: отбывшие наказание за контррев. преступления, пребывание к-рых в данной местности угрожает безопасности РСФСР; не совершившие преступления, но прошлое к-рых, образ жизни, связи, отношение к Сов. власти дают серьезные основания считать их социально опасными элементами; не порвавшие связей с контррев. партиями. По милицейской линии высылались: уличенные в спекуляции, вносящей дезорганизацию в местный торговый оборот; лица развратного поведения, в отношении к-рых состоялись приговоры сельских обществ об их высылке. Комиссия НКВД встала над судом, она могла не только высылать, но и заключать в лагеря принудительных работ за деяния, предусмотренные четырнадцатью статьями Уголовного кодекса РСФСР.
В 1923–24 было разрешено применять В.р. в отношении лиц, не только совершивших конкретные противоправные деяния, но и социально опасных по своей прошлой деятельности, а именно: имеющих в прошлом не менее 2 обвинительных приговоров или 4 приводов по подозрению в имущественных преступлениях или посягательствах против личности и ее достоинства.
На протяжении 20-х гг. круг противоправных деяний, к-рые могли разрешаться во внесудебном порядке, последовательно расширялся. В.р. применялись при  проведении коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». При полномочных представителях ОГПУ были организованы т.н. «тройки» с участием чл. краевых (областных) комитетов ВКП(б), к-рые до мая 1931 применяли высшую меру наказания – расстрел. С 1933 дела о должностных преступлениях нач. состава милиции стали рассматриваться во внесудебном порядке коллегией ОГПУ.
10 июля 1934 ЦИК СССР издал пост. «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел», один из его пунктов предусматривал создание при нар. комиссаре внутр. дел Особого совещания, наделенного правом применять в адм. порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы Союза ССР. Для предварительного рассмотрения дел в 1935 на местах были учреждены т.н. милицейские «тройки». Их рассмотрению подлежали дела: а) о лицах, имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавших связи с уголовно-преступной средой; б) о лицах, хотя и не имеющих судимостей и приводов, но не занятых общественно полезным трудом, не имеющих опред. места жительства и связанных с уголовно-преступной средой; в) о нищих-профессионалах; г) о злостных нарушителях паспортного режима, а именно: о лицах, отказавшихся добровольно выехать из местности, проживание в к-рой им запрещено в связи с невыдачей паспорта или непропиской, и нарушивших данную ими подписку о выезде в указанный милицией срок, а также о лицах, самовольно возвратившихся в местность, в к-рой им было запрещено проживать.
Ген. прокурор СССР А.Я. Вышинский в нач. 1936 так сообщал В.М. Молотову об итогах деятельности Особого совещания: «Поскольку все дела в Особом совещании рассматриваются заочно, без вызова обвиняемых и свидетелей, то рассмотрение дел и вынесение по ним решений представляет значительные трудности и сопряжено с опасностью допущения ошибок. Эта опасность усугубляется еще и тем обстоятельством, что в ряде случаев эти дела проходят вообще без свидетелей и основаны на агентурных данных».
В июле 1937 Политбюро утвердило проект оперативного приказа НКВД СССР о расстреле ок. 75 тыс. и заключении в лагеря почти 500 тыс. контррев. и уголовных элементов. Рассмотрение дел на них осуществляли т.н. «особые тройки».
17 нояб. 1938 принято пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», к-рым все «тройки» на местах упразднялись и впредь во внесудебном порядке все дела должны были разрешать в Особом совещании. Циркуляр Прокуратуры СССР, изданный сразу после выхода этого пост., требовал направлять дела на Особое совещание в исключительных случаях: «когда характер доказательств виновности обвиняемого не допускает использования их в судебном заседании (агентурные данные, документы, к-рые по оперативным соображениям нельзя предъявить в судебном заседании, когда по оперативным же соображениям не могут быть в суде лица, проходящие свидетелями по делу, и т.д.)». «Тройки» были ликвидированы в нояб. 1938, Особое совещание – 1 сент. 1953.
Всего во внесудебном порядке за 1924–53 привлечены к суду св. 2,5 млн. чел., в т.ч. коллегией ОГПУ 63,7 тыс., Особым совещанием – 639 тыс., «тройками» – ок. 2 млн. чел. Со 2-й пол. 50-х гг. ведется работа по реабилитации незаконно репрессированных.
А.Я. Малыгин

Энциклопедия МВД выложена на гугольбуксе, стр. 66.

Т.е. органы внесудебных репрессий были традиционны для начальной стадии существования молодой Советской Республики. Но как мы видим из сообщения Вышинского Молотову государство понимало их "особую и чрезвычайную природу".
И как сказал ИВС на VI съезде РСДРП(б): "Репрессии, не разрешая ни одного вопроса революции, только обостряют
положение."
(Выступления на VI съезде РСДРП(б) т.3 стр.177.)
Отредактировано: Vediki - 09 дек 2010 08:57:03
  • +0.57 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  sbi_1af235 ( Слушатель )
09 дек 2010 14:22:31



а так-же:  Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало ставить вне закона (то есть физически уничтожать) «погромщиков и ведущих погромную агитацию».Были введены законы, карающие любое проявления антисемитизма расстрелом (законы был применимы для всех граждан, начиная с 12-летнего возраста). http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B4%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1
  • +0.00 / 1
  • АУ