Социология и этика кризиса
665,401 1,228
 

  JMP ( Слушатель )
11 дек 2010 16:44:32

Тред №284422

новая дискуссия Дискуссия  129

«Система прав человека навязана нам искусственно»
Дионис Каптарь



Сегодня – День прав человека. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Хотя Советский Союз и воздержался при голосовании, тем не менее в 1973 году ратифицировал Пакты о правах человека, в которых, в частности, провозглашались свобода собраний, свобода слова, право на забастовки и т. д.

Не секрет, что в диссидентских кругах этот шаг Москвы восприняли с ликованием. И действительно, им было чему радоваться: ведь появился новый инструмент идеологического давления на СССР. Опираясь на текст этого документа, можно было выдвигать бесконечные претензии советскому строю.

В чем же суть Декларации? На первый взгляд, в ней все идеально. Документ запрещает рабство, пытки, провозглашает равенство людей перед законом, идеалы свободы, равенства и братства. Но наряду с этими, безусловно, положительными идеями в красивую «обертку» Декларации запрятаны и далеко не бесспорные вещи.

Для примера возьмем статью 19. Она провозглашает, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Нетрудно заметить, что при большом желании можно и шпионаж назвать «свободой искать, получать и распространять информацию».

Кого сейчас удивишь термином «манипуляция сознанием»? Мы знаем, как методами пропаганды расшатывали государственный строй в нашей стране, подрывали межнациональный мир, формировали общественное мнение так, как это выгодно нашему геополитическому противнику. А ведь это подавалось именно как реализация права человека свободно выражать свои убеждения.

Вызывает вопросы и социальный блок Декларации. С одной стороны, в документе сказано, что каждый человек имеет право на защиту от безработицы. Но в другом месте говорится о праве на обеспечение на случай безработицы. Налицо – противоречие: ведь если человек от безработицы защищен, откуда же возьмется этот самый «случай безработицы», во время которого люди имеют право на обеспечение?

Но, оценивая Декларацию, сводить вопрос только лишь к противостоянию Запада и СССР времен холодной войны было бы упрощением. Смысл Декларации куда глубже, поскольку его текст задает мировоззренческие ориентиры, предлагая универсальный взгляд на то, что такое права человека, а значит, и что такое сам человек.

Обращает на себя внимание то, какое важное внимание уделяется в Декларации вопросам избирательного права. Там много говорится о демократии, а вот слово «нравственность» в тексте не упоминается вовсе. По сути, мы имеем дело с западным взглядом на понятие прав человека. Подспудно проводится мысль, что именно западные ценности и есть универсальный идеал, к которому должно стремиться все человечество. Это – частный случай известной концепции «столбовой дороги цивилизации», которая провозглашает, что, мол, все страны идут по одному и тому же пути, при этом западные государства якобы обгоняют всех остальных.

Из этого следует то, что США и Европа становятся «судьями» для остальных цивилизаций, решая, кто нарушает права человека, а кто нет. И мы прекрасно видим, как это проявляется в деятельности всевозможных организаций, зорко следящих за тем, что происходит по всему миру. Причем упрек в нарушении прав человека, как правило, является дежурным выпадом против тех государств, которые чем-то не угодили Соединенным Штатам...

Между тем нельзя не заметить, что в нашей стране закончился период безоговорочной веры в превосходство Запада. В перестроечные годы едва ли не все европейское и американское многими воспринималось как однозначное благо. Но иллюзии постепенно развеялись: все больше и больше людей считают, что у разных цивилизаций – свой собственный путь. При этом постепенно крепнет убеждение в самобытности нашей цивилизации. В тяжелых условиях мы смогли создать огромную страну и великую культуру, а значит, не нуждаемся в менторах, навязывающих нам свои представления о жизни и человеке.

О понятии прав человека размышляет протоиерей Димитрий Смирнов:

– Формулировки, концепции, схемы, теории в основном приходят к нам с Запада. Россия берет эти штампы и пытается их адаптировать. Иногда получается неплохо. Но вот в политике, к сожалению, это не получается, потому что политика затрагивает такие вещи, как народная ментальность и культура.

Конечно, Запад по своему менталитету экспансивен. Самое яркое проявление – это крестовые походы. В русской ментальности есть ценность сохранения всех народов, которые населяют Россию. Все наши народы сохранили свой язык, а если мы посмотрим на те же процессы, которые происходили в Европе, то наоборот. Например, хорваты утратили глаголицу: книги, написанные на ней, были аккуратно сожжены. Экспансия выражается в том, что изгоняется кириллица и заменяется на латиницу. Например, в Черногории и Сербии алфавит вытесняется с вывесок, документов. Представьте себе, там сейчас некоторые славянские слова пишут латиницей.

Запад стоит в позиции обладателя истины в последней инстанции. Возникает поза всех учить. А у русского – наоборот: русский охотно становится в положение ученика. Наш император Петр не стеснялся учиться плотницкому делу, мореходству, не стеснялся приглашать, как тогда говорили, «немцев». Он сделал Кунсткамеру, Академию наук и армию по немецкому образцу. На то время это было неплохо для страны, и он не считал это зазорным.

У русского человека нет презрения к человеку иной культуры. Это дает нам возможность со времен хана Узбека жить с нашими татарами мирно. И у нас нет никаких столкновений – ни на религиозной почве, ни на культурной, ни на какой! А мы видим, что в той же Северной Ирландии – постоянные стычки: каждый считает себя бесконечно правым и готов за это рубиться.

Частная собственность – это вещь важная. Но само отношение к собственности у русского человека – не как к святыне, как для западноевропейского буржуа.

Поэтому система прав человека навязана нам искусственно, у нас есть своя система. Это – евангельская система, но, к сожалению, не все читали Евангелие. У нас несколько другое понимание и Евангелия, и христианства. Основа поведения человека заключается в его глубинной религиозности.

Инструмент прав человека, исходя из этой декларации, – это попытка, с их точки зрения, нас «окультурить». Но нельзя сказать, что, допустим, немец более культурен, чем русский. Вторая мировая война это показала. Мы не можем сказать, что француз более культурен, чем русский. Нашествие Наполеона это шикарно показало, не говоря уж о том, что мы создали высочайшую восточноевропейскую культуру. Она вполне сравнима и с культурой Испании, Голландии, Франции, Италии. То же самое – и в научной части. Но, конечно, мы – другие.

Источник: KMnews

Справка KM.RU

Всеобщая декларация прав человека принята 10 декабря 1948 года в Париже на сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»). Декларация содержит 30 статей.

http://news.km.ru/si…_navyazana
  • +0.60 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!