Тред №284650
новая дискуссия
Дискуссия
204
Право, я совсем не экономист - но видя уровень обсуждения решил высказаться в защиту точки зрения Ларуша.
Ларуш прежде всего критикует существующую систему в Штатах, критикует с философской точки зрения, как американский гражданин (и прежде всего для американцев - поэтому так у него всё сложно), хотя упор делает на экономику и почему я постараюсь объяснить.
Он говорит о том, что принципиально неправильно и деструктивно для общества с прибыли , полученной в индустрии, финансировать неидустриальные сферы жизни общества и чтобы обосновать это он рисует модель общества, рассказывает о его динамике. Чтобы описать динамику с экономической стороны вопроса, ему требуется описать концентрацию капитала и производительные силы общества в им нарисованной модели.
Начинает он с того, что общество решительно отличается о неживой природы тем, что при разумно протекающих процессах (а разум это признак общества) энтропия не растёт, а наобарот, структура всё больше усложняется и возникает всё больше различий в ней.
Этим общество отличается от механических моделей термодинамики. Общество он называет антиэнтропийным (негэнтропийная модель).
Более того, он сильно критикует подход , когда модели справедливые для неживой природы механистически переносятся на процессы в обществе, более того, когда этот подход стараются сделать универсальным. Подобно живой природе общество структурировано и неразрывно в определённых пропорциях, которые нельзя нарушить - так сказать "закон живой природы". Подобно отношению тигров антилоп и травы отношения между частями общества находятся в определённой пропорции, хотя и нет чётких их границ в виду его великого многообразия и взаимосвязанности (почему он и сравнивает с гидроэлектродинамикой - для технического человека его сравнения звучат мягко говоря странно, но тут речь идёт совсем о другом - не надо в его словах искать формулы, а стоит постараться его понять на уровне образов).
Первым делом он говорит о том , что работа и энергия это не предметы, и неправильно измерять их в штуках. Работа и энергия являются в обществе процессами, которые неразрывно связаны с изменением самого общества в месте и времени. Поэтому прибыль , которую получает общество посредством работы производительных сил, неправильно считать так, как это принято в современной экономической школе, потому, что при произведении работы в обществе происходят изменения - оно при этом становится другим.
Если рассмотреть это с точки зрения экономики , то управление циклом деньги-товар-деньги современными монетаристскими способами, а равно как и при помощи золотого стандарта деструктивно, поскольку учитывает только денежную составляющую, которая регулируется властью так, чтобы количество денег соответствовало количеству товара в обороте. Исходя из механистических представлений правильно управлять обществом посредством экономических рычагов невозможно - всегда будет возникать дисбаланс.
Как это делать правильно экономически Ларуш не говорит - но говорит, что необходимы срочные и коренные изменения, которые бы выразились в непосредственной связи производительных сил общества с продуктом, который оно производит. В этом плане он затрагивает вопрос принятия экономических решений, которые он сравнивает с разумным поиском посредством гипотез. Современные решения он сравнивает с поиском на самом низшем уровне, когда вновь открывшаяся реальность находится вне поля зрения ищущего и он постигает её интуитивно.
Теперь об энергоплотности - выводится она из концентрации капитала как экономическая величина. Поскольку капитал это уже совершённая полезная работа, а на его поддержание требуется энергия , то энергоплотность в таком понимании прекрасно описывает современные высокотехнологичные производства. При этом Ларуш различает производительность труда в штуках (или в ВВП), принятую современными экономистами и общественную экономию труда. Совершенствование общества связанно именно с последним, а не с автоматизацией рабочих мест, повышению мощностей двигателей итд, поскольку производительные силы общества весьма ценный и дорогой продукт самого же общества и издержки в этом плане с лихвой могут превысить любое увеличение производительности автоматики. Исходя из этого можно сделать весьма ценный вывод, что ВВП не должен являться мерой производимой обществом ценности, поскольку общественная ценность жопогреек вполне может быть отрицательной величиной, хотя они будут востребованы его членами и будут входит в ВВП. Говоря об этом, он с сожалением размышляет о недопустимых сдвигах в моральных ценностях современного американского общества, произошедших за последние десятилетия.
Отредактировано: транаец - 12 дек 2010 09:22:49