В последнем номере журнала Финанс напечатана статья
"Восточноевропейский перегрев".
Наибольшую тревогу у экспертов теперь вызывают Латвия, Болгария, Эстония, Румыния, Литва, и несколько меньшие опасения – Венгрия и Словакия (за пределами Европы – Турция). В 2007 году отрицательное сальдо торгового баланса у большинства этих стран уверенно держится выше 10% ВВП, а в Латвии и вовсе достигло умопомрачительных 25% ВВП!
Бум недвижимости в Штатах закончился, как известно, массовыми дефолтами, списаниями десятков миллиардов долларов крупнейшими банками и тяжелейшим мировым кризисом ликвидности. Однако если США и шиковали за чужой счет, то все же не в такой степени: отрицательное сальдо торгового баланса США составляет 6% ВВП. Это очень много и очень плохо (МВФ считает пороговым кризисным уровнем 5% ВВП), но это все-таки не латвийские 25%!
С другой стороны, более высокий процент (диктуемый высокими ставками центробанков) по облигациям, представленным в местных валютах, привел к мощному притоку иностранного капитала (как раз покрывающему дефицит торгового баланса) и, соответственно, скупке латов, литов, крон, форинтов и левов спекулянтами. Этот процесс не что иное, как классическая схема кэрри-трейд, опробованная крупными международными спекулянтами впервые на тех же «азиатских тиграх» в конце 1990-х.
В стабильных условиях закрытие одних сделок кэрри-трейд уравновешивается открытием других, и все идет относительно гладко. Но когда эти закрытия приобретают массовый характер (триггером в этом случае служит паника на мировых биржах), курс валюты с высокой процентной ставкой резко падает относительно валюты с низкой процентной ставкой. Спекулянтам это безразлично: им главное – успеть снять свой профит и вовремя провести обратную конвертацию. Именно такой удар и соответствующую девальвацию относительно доллара испытали на себе таиландский бат, малайзийский ринггит и индонезийская рупия в 1997 году. И именно такая угроза сейчас более чем актуальна для некоторых восточноевропейских и прибалтийских валют.
Пока час Х для них еще не настал, но, по всей видимости, он уже близок. Разумеется, в условиях девальвации местных валют населению и компаниям отдавать долги, номинированные в евро и швейцарских франках, будет, мягко говоря, сложно. Но кого это волнует? На дворе кризис, американские и западноевропейские банки и сами переживают не лучшие времена, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Знания - в массы!