Макиавеллизм в орвеллианском мире.
190,658 523
 

  il Machia ( Слушатель )
20 янв 2011 01:07:43

Тред №295336

новая дискуссия Дискуссия  238

(Окончание)



По принятому в 1906 году в Российской империи Парламентскому закону Великого княжества финляндского:
- на порядок (со 120 000 до 1 270 273) увеличилось число обладающих правом голоса на выборах; его получили все финны без исключения, независимо от сословного положения и имущественного ценза, мужчины и женщины, в возрасте от 24 лет и старше; они же все получили право быть избранными; такого не было ещё ни в одной стране в мире (в Британской империи — в Австралии и Новой Зеландии — женщины получили право голоса на несколько лет раньше, но по принципу «апартеида», т.е. только женщины европейского происхождения, и без права быть избранными);
- первые выборы прошли в марте 1907; в них приняли участие 70,7% избирателей; в Эдускунту были избраны 200 депутатов, из которых 19 женщин;
       - вплоть до своего падения в 1917 году Российская империя оставалась единственным государством в мире, в котором имелись избранные народом женщины-парламентарии; в "остальной Европе" они появились только в 1918 году (в Дании, Голландии и Великобритании).
Ещё можно добавить, что после выхода Финляндии из состава империи в дополнение к Парламентскому закону был тут же принят (в 1919 году) Конституционный закон, в котором в отдельной 2-ой Главе были изложены все свободы и права финнов; с тех пор и по сей день эту Главу больше не правили и дополнения в неё не вносили — в ней с самого начала, с 1919 года уже было кодифицировано всё, что сегодня в современном «цивилизованном» и «свободном» мире считается передовым и к чему "ядрОвая" как Вы выражаетесь, "Европа" призывает сегодня всех остальных стремиться; но даже в этой ядрёной Европе всё равно ни у кого нет до сих пор вот таких, например, вызревавших в русском дискурсе конституционных норм:
       ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА
       § 6. Равноправие
       ... С детьми следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития.
       § 14. Право избирать и быть избранным
       ... Каждый финляндский гражданин и каждый иностранец, постоянно и законно проживающий в Финляндии, которому исполнилось 18 лет, имеет право участвовать в коммунальных выборах и коммунальном референдуме .
       § 19. Право на социальное обеспечение
       ... Власть должна содействовать каждому в праве на жилище и в поддержке его усилий по строительству собственного жилища.
       ГЛАВА 5. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
       § 60. Государственный совет
       ... Министрами могут быть граждане Финляндии по рождению, известные своим опытом и честностью.    
       ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
       § 125. Требования гражданства и основы назначения служащих
       ... Общими принципами назначения государственных служащих являются компетентность, способности и проверенная гражданская добропорядочность.

       Повторяю и подчёркиваю: эти нормы свободы всех вместе и каждого в отдельности, эти нормы уважения к любому человеку - и к "своему", и к иностранцу - и к его самостоятельности и честному слову (как главному проявлению личной свободы) впервые сформировались, как конституционные, в русском дискурсе и были осуществлены на практике, закреплены официально раньше, чем где бы то ни было в "европах" или в "америках" (у них у всех нормы "апартеида" в том или ином наборе были окончательно отменены только как минимум через полвека).

Попробую подвести какой-то итог.
Исхожу при этом из того, что действия российских императоров являлись как бы концентрированным официальным проявлением шедшего во время их правления русского дискурса, в данном случае на тему о том, какую степень свободы («конституцию») должны были иметь финны.
Получается, что при двух императорах (Александре I и Александре II)  в русском дискурсе преобладало понимание, давшее в процессе своего развития самую передовую и свободную с точки зрения сегодняшней европейской политфилософии «конституцию» (т.е. тогда в Российской империи русский дискурс «опережал» среднестатистическую европейскую эпоху на 150 лет). При двух других императорах (Николае I и Александре III) верх в русском дискурсе одерживали противники развития и укрепления свободы (автономий) в составе империи; они предпочитали их умеренную интеграцию (и, значит, шли с европейской эпохой примерно в ногу). И, наконец, только при одном императоре (Николае II) верх в дискурсе одержали очевидные противники автономии («западноевропейских свобод») и активные поборники полной и безусловной интеграции (руссификации) автономий.
По времени эти субъекты русского дискурса на тему «финской конституции», выступавшие за агрессивную руссификацию, доминировали в нём всего лишь 15 лет из 100 (в 1899-1905 и 1908-1917 гг). Но зато именно эти два периода (и практически только они одни) отмечены крутым ростом националистических насильственных настроений в автономиях, закончились всеобщими стачками и революционными выступлениями практически во всех автономиях, в том числе в Финляндии, а в конечном итоге - падением и развалом империи. Т.е. есть основания предполагать, что именно эти идеи и понятийные категории (точнее их носители и выразители) в русском дискурсе, в большей степени, нежели все остальные, сделали доминировавшее в тот конкретный исторический момент "русское" представление о свободе на практике несостоятельным.

В заключение последний пример, иллюстрирующий реальное понимание любой политфилософской категории (в данном случае «финской конституции», «свободы автономий») в любом реальном национальном (в данном случае русском) дискурсе:
(В момент разработки и принятия Парлмантского закона 1906 года) «в России по отношению к Финляндии были разные  мнения. Программа октябристов начиналась требованием единства и неделимости Росси, 'сохранением за ее государственным  строем  исторически  сложившегося унитарного характера'. Только за Финляндией признавалось 'право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей'. Кадеты  тоже  выступали за сохранение государственного единства, но в отношении  прав  других народов  шли  дальше  и  требовали  автономии  также  и  для  Польши. Черносотенные  партии, естественно, требовали полной унификации Финляндии с Российской империей и неограниченного действия российского законодательства в Великом княжестве, то есть фактического  упразднения законодательства Финляндии. Однако даже социалисты, исключая большевиков, не требовали  полной  независимости Финляндии.» (Подчеркну: "социалисты" в данном случае - это в том числе и финские социалисты; их требования вообще были значительно умереннее и "консервативнее", чем требования собственно русских с-д, находившихся под сильным влиянием тогдашнего специфического "еврейского" дискурса.)

Мой вывод:
- не бывает и чаще всего не может быть какого-то одного, единого мнения ни в одном «национальном» дискурсе до тех пор, пока эта «нация» свободна и члены её вольны думать и своё мнение высказывать;
- есть и должен быть, чтобы «нация» и её члены оставались свободными, постоянный процесс  переосмысления и развития своего познания за счёт сопоставления и анализа всех существующих толкований;
- есть и должен быть, всё по-прежнему ради свободы всех вместе и каждого в отдельности, процесс непрерывного поиска компромисса, чтобы в любой данный момент, когда того требуют практические нужды нации, уметь определить национальный «наименьший общий знаменатель» для любой понятийной категории в дискурсе, ставшей почему-либо для «нации» критичной (самый яркий пример: «возрождение» Церкви в СССР во время ВМВ);
- в России все эти процессы шли всегда и идут сегодня; как и везде, проявление в них непримиримости, агрессивного максимализма чаще всего имело трагические для «нации» последствия — в России, просто в силу масштабов всего в нашей стране, всегда превращавшиеся в катастрофические.

P.S. Обращаюсь уже только к Вам лично, BUR. Не думаю, чтобы Вы настолько плохо знали русский язык и с такими грубыми ошибками понимали значения вполне расхожих слов. И потому вот всё гадаю, зачем же Вы всё-таки написали про толерантность заведомо неверно, но зато весьма негативно, что это (курсив мой): «обязанность принимать чужие, сложившиеся в других условиях, обычаи и способы жизни как равные своим в рамках собственного общества».
Ведь знаете же наверняка, что:
Толерантность (терпимость) нигде и никогда не означала — принять чужое мнение или обычай, как свои («обязательно», безоговорочно или как там ещё).
Она всегда означала только то, что нужно относиться к чужим мнению и обычаю с таким же уважением, какое Вы ожидаете в отношении к Вашим собственным мнениям и обычаям, а также безусловно признавать право на существование всех и любых мнений и обычаев, независимо от Вашего с ними согласия или несогласия, до тех пор, пока их не запретит закон Вашей страны.
Она никогда не отменяла и не запрещала сосуществующего с ней права критиковать любое чужое мнение и обычай.
Она всегда имела прямым следствием то, что чужие мнение и обычай, в том числе и Ваши, общество критикует с уважением к ним (вместо «с уважением» чаще говорят - «корректно»): это когда критик чужое мнение или обычай внимательно изучил, обдумал и именно на него откликнулся и о нём высказался.
Если Вам так не нравится «толерантность» - ну будьте тогда в Ваших беседах хотя бы просто корректны, что ли, вот именно в этом смысле. И уж во всяком случае не адресуйте мне больше слова «по Вашему мнению», не убедившись сначала, что я такое мнение действительно высказывал.


Манифестъ объ утвержденіи конституціи Великаго Князя Финляндскаго и о примѣненіи ея въ полномъ объемѣ. (Восстановление действия конституции в её полном виде, существовавшем до 1899 г.; указ Временного правительства):
http://www.histdoc.n…nifest.htm

Краткая история финского парламента на его сайте (на английском языке):
http://web.eduskunta…istory.htx

Хорошая краткая справочная записка на английском языке:
http://countrystudies.us/finland/112.htm  

Хороший подробный реферат по теме на русском языке:
 http://www.resurs.kz…simosti/0/

Фото памятника императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки:
http://wikimapia.org…0%D1%83-II
Отредактировано: il Machia - 20 янв 2011 11:52:21
  • +0.67 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  BUR ( Слушатель )
20 янв 2011 18:12:07
Большое спасибо за ответ!




Вообще-то "ядрОвая Европа" было запушено в обращение бундесканцлером Меркель, а не мной. И имелись в виду те страны ЕС, которые по мнению бундесканцлера должны играть в Европе ведущую скрипку.




Прочитал Ваш ответ, и не могу отделаться от ощущения, что законодательное поле Финляндии служило испытательной площадкой где пытались совместить западные идеи с росийским пониманием их реализации. Можно-ли так сказать?
  • +0.31 / 3
  • АУ
 
 
  il Machia ( Слушатель )
21 янв 2011 12:46:52


      Думаю, что да, можно. Потому что сам лично убеждён (начитавшись, естественно, чужих трудов): Александр I (а потом и Александр II) видели уникальность Финляндии в составе империи и пользовались ею на всю катушку. Ведь у реальной российской власти предержащей образца 19 века - у крупного поместного дворянства - в Финляндии не было интересов (земли, крепостных). И потому в остальном крайне консервативная имперская аристократия "либеральные", "демократические" реформы в Финляндии могла и "проглотить". (За такие же реформы в их краях русские аристократы уже точно задушили бы нахала шарфом, закололи бы его гвардейскими шпагами или ещё чего учудили бы ему на погибель.)
      Вот оба Александра и показывали в Финляндии миру и потомкам, к чему они лично (и, естественно, их наставники, советники и единомышленники) стремились и чего для своей империи хотели. Опять же, создавали первый "задел", прекрасно понимая, что Москва не сразу строится (во всяком случае хочется верить, что именно так оно и было).

      И, кстати, об источнике идеи и концепции "честного слова" в моей "Русской правде". Чтобы защитить своё начинание (необычный статус вел.княжетсва финского в империи), Александр I оформил вхождение Финляндии в Россию, как "личную унию", т.е. как уговор между российским императором лично и им же созданной "финской нацией". ("Лично" здесь не означает физическое лицо Александра Павловича Романова, по профессии императора России; "лично" здесь подчёркивает выполненную лично императором как гос.институтом гос.функцию, не требующую потому по тогдашним Российским законам никаких дополнительных подтверждений и/или юридического нормирования.) Из-за этого любое покушение на условия этой личной унии (т.е. на сформулированную тогда же финскую конституцию) автоматически превращалось в покушение на волю Государя, т.е. в гос.преступление. Поэтому получается, что Александр I предоставил финской конституции максимальную в его личном распоряжении защиту.
      Финны в ответ на это дали своё честное слово оставаться лояльными российскому императору - главному защитнику их Конституции (ведь он был реальным, а не карикатурным, её гарантом). И пока был жив российский император - самое "крутое" требование финской нации к царю Николаю II было: соблюдай нашу Конституцию, которую нам твой же прапрадед-император дал, когда мы с ним каждый своим честным словом обменялись.
      Николай честное слово российского императора нарушил; финская нация своё - нет. Несмотря на то, что Николай слово не сдержал, финны посчитали себя свободными от взятого когда-то на себя обязательства и потребовали независимости только тогда, когда императора в России не стало.
      Можно видеть, что вдохновители "финской конституции" в России концепцию, понятие честности (ненарушимости честного слова) воспринимали вполне серьёзно, как знаковую и принципиально важную для общественного самосознания (они ведь даже включили её в официальный текст Основных законов).
      Так что я в "Русской правде" в данном случае не "фантазировал" вслепую, "глупо" или "романтично" (меня за всё это много и всяк по-своему корили). Я всего лишь попытался возродить и предложил вернуть в "русский дискурс" то, что в нём уже давным-давно существовало, и что сторонники свободы русской нации всегда считали принципиально для неё важным. (Другой, более древний пример о том, как не смог нарушить своё честное слово вел.книзяь Иван Ш, я уже тут приводил.)
  • +0.54 / 6
  • АУ
 
  BUR ( Слушатель )
20 янв 2011 19:51:17


 Если я не правильно понял Ваше мнение (когда написал «по Вашему мнению»), то извиняюсь, писал своими словами на цитируя.

"Толерантность" стало широко использоваться за пределами спецтерминов (например в медицине) очень недавно (хотя, возможно, это относится только к России). И требование толерантности к "чему-либо" это прежде всего требование отказаться давать оценку этому "чему-либо", поскольку после того, как оценка дана поступать придется не из соображений толерантности, а согласно данной оценке, т.е. в общем порядке, так-же как поступают с любыми другими явлениями/предметами оцененными таким-же образом. Вот и получается, что действия требуемые толерантностью это исключения из общего, обыденного порядка.

А от (вместо «с уважением» чаще говорят - «корректно») совсем недалеко до политкорректности. Я бы даже сказал:
{терпимо, с уважением} --> {толерантно, политкорректно}

P.S. Ещё насчет толерантности - в европейских СМИ считается вполне толерантным, например, опубликовать (и потом широко распространить "цитируя") карикатуру, которая должна ранить чужие религиозные чувства. Это европейская практика, и она прямо противоречит "с уважением".
 Поймите правильно - я не имею в мыслях того чтобы Вы оправдывались за сделанное другими, для меня понятие "толерантности" в качестве слова употребительного для общественных отношений новое, и я просто смотрю практику того, что за этим понятием стоит - вспомните начало ветки про "вандалы" и "варвары".

P.P.S. Если об уважении, например, к представителям чужой культуры относиться до конца последовательно, то любые правонарушения, сделанные ими надо судить по закону чужой культуры, если он строже. Поскольку строгость наказаний, выработанной той культурой по-видимому необходима в рамках их культуры и достойна уважения. Как вам такое продолжение корректности до конца?

P.P.P.S.  "Корректно" имеет значение "в строгом соответствии с правилами (формальными)" (полиция обращалась с задержанным корректно).
"С уважением" имеет неформальную компоненту демонстрации особенно теплых отношений (прими гостя с уважением) ...аромат "портянки старика Ромуальдовича"...
  • +0.18 / 2
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
20 янв 2011 20:11:21
В сегодняшней русскоязычной практике "толерантность" приобрела одиозный оттенок, хотя вместо нее можно было бы спокойно говорить по-русски о "терпимости к чужому".

Интересно заметить, что в германоязычной и англоязычной инженерной среде частота употребления Toleranz/Tolerance просто немыслимо выcoка, так как означает всего-навсего "допуск" (не тот, что был через Первый отдел) --- и куда без него?
  • +0.13 / 4
  • АУ