Хочется поддержать BUR'а, не раскапывая новых траншей. В конечном счете, верю, и наш и "западный дискурс" стремятся осуществить социальное равенство, разве что заблуждаемся каждый по-своему.
"Русский дискурс" понимаю как размышления о соборности в противовес европейской базарности (:)) на шкале индивидуализм-коллективизм.
С позиции коллективиста свобода индивида от принуждения со стороны общества не имеет смысла, потому как понятие свободы возникает только на уровне взаимодействия людей. Но имеет смысл говорить о "свободе для". Например, мне нужна определенная свобода для того, чтобы быть лично ответственным за собственные решения и поступки в обществе. Взаимодействуя я согласен на ограничения свобод и коллективную ответственность для эффективного достижения общих целей группы.
Без подобных рассуждений о необходимости и достаточности воплощать идеал "свободы" неприемлемо, на мой взгляд. Зачем, например, нашим либералам свобода собраний, если непонятно ради чего они собираются?
Наткнулся на социологические исследования норвежского института за 2008 год.
Свел информацию о показателях среднеквадратичного отклонения по общечеловеческим ценностям для стран Европы.
Интерпретация:
1. Заметно больший разброс данных в странах Восточной Европы по сравнению с Западом (и скандинавами). Даже в таком вопросе как "Важно быть верным друзьям".
2. У нас отсутствует явная консолидирующая ценность - похожая ситуация у румын, украинцев.
3. В ценностях "сильное государство", "традиции", "уважение со стороны других" у России меньший показатель стандартного отклонения по отношению к среднему по Европе значению.
4. Меньше всего единства в ценностях свободы у французов - сильно выделяются. За ними Восточная Европа.
Из (1) и (2) делаю вывод о том, что общество разобщено - свобода нам сейчас только навредит. Пункт (3) говорит о консервативных настроениях в обществе и реваншизме. Пункт (4) подчеркивает сложность рассуждений об истоках идеалов свободы.