Коммунисты начали дискуссию с правительством на тему закона об образовании----------------------------------------------------
Фракция КПРФ подготовила проект закона "Об образовании", альтернативный правительственному, который Дума рассмотрит в весеннюю сессию. Коммунисты считают, что принятие закона в редакции правительства приведет к деградации системы образования.Компартия серьезно подошла к подготовке сегодняшних общественных слушаний в Госдуме, призванных сравнить две концепции закона об образовании, свою и правительственную. Коммунисты сравнивали их по 44 позициям. По 8 из них они выразили согласие с Министерством образования, подготовившим правительственный законопроект, в остальных случаях мнения разошлись.
Например, в документе власти отсутствуют нормы о доле расходов на образование консолидированного бюджета страны. Коммунисты же считают, что расходы должны составлять не менее 7% от объема российского ВВП.Принцип подушевого финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений КПРФ предлагает заменить нормированным, при котором не менее 30% организация получала бы по смете независимо от количества обучающихся. Коммунистический законопроект также увеличивает по сравнению с правительственным налоговые льготы для образовательных структур. Зарплаты работникам образования КПРФ предлагает установить не ниже средней по стране (сейчас - 64%), а стипендии студентам — не меньше прожиточного уровня."От того, какое решение мы сейчас примем, будет зависеть, в какой системе координат будет существовать наше образование долгие годы, - сказал первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников. Депутат напомнил участникам общественных слушаний историю изменений закона об образовании. - Нынешний закон вступил в силу в 1996 году. Он предусматривал высокую степень социальных гарантий, в том числе и бюджетного финансирования. Во-вторых, закон предоставлял учреждениям образования достаточно высокую степень экономической свободы, позволял зарабатывать деньги и тратить на свое усмотрение. И в-третьих, опирался на категорический запрет приватизации образовательных учреждений. Это сдерживало те негативные процессы, которые охватили другие социальные сферы".Затем, по словам Мельникова, закон стал подвергаться ударам и атакам по всем концептуальным положениям. В 2004 году из него были изъяты многие нормы в связи с монетизацией льгот. Потом появились первые ограничения возможностей образовательных учреждений зарабатывать деньги. А совсем недавно был принят закон об изменении статусов бюджетных учреждений, способствующий переведению их на коммерческую основу."Но даже при всем этом закон 1996 года оставался оазисом сохранения традиций отечественного образования, - считает Мельников. - Разбили ступеньки, но лестница продолжала вести в правильном направлении. Теперь хотят демонтировать и саму лестницу".Депутат считает, что правительственный вариант законопроекта преследует 3 основные цели: борьба за собственность, освобождение государства от обязательства, доступность полноценного образования только для элит. "Я уверен, что отказ от нашего закона будет отказом о стратегии модернизации", подытожил Мельников.Зампред комитета Госдумы от образования, руководитель движения "Образования для всех" Олег Смолин продолжил критику правительственного варианта.
"Когда летом этот 300-страничный документ обсуждался у нас на комитете, один из его членов сказал: "Мозги наши депутатские не приспособлены к восприятию этого законопроекта", - отметил Смолин. Однако сам парламентарий с документом ознакомился и подробно рассказал о разнице в предложениях правительства и КПРФ. "Хорошо, что были эти слушания, - отметила в беседе с корреспондентом Firstnews победитель Нацпроекта «Образование» учительница физики школы 1241 Екатерина Алексеева. – Но этого мало. Такой важный законопроект должен пройти широкое общественное обсуждение, и в первую очередь надо послушать, что скажут педагоги, ведь пишут закон чиновники, а принимают депутаты, то есть люди чаще всего далекие от реальной практики. В главном я согласна с Мельниковым: нельзя ставить подобные эксперименты с образованием, особенно сегодня. Если закон освободит государство хотя бы в незначительной степени от обязательств перед образованием, вне школы окажется ровно столько ничем не занятых подростков, в какой степени государство ослабит свою помощь школе – сама школа не сможет ничем восполнить любой подобный пробел, это не ее функция. А когда сможет, то утратит свою функцию – здесь четкая взаимосвязь. И куда отправятся эти подростки? Грабить, убивать, крушить. Энергии и сил уже много, а работы для них нет, особенно если учесть законные ограничения на использование труда несовершеннолетних".Председатель комитета Госдумы по образованию, депутат фракции "Единая Россия" Григорий Балыхин считает, что опасения коммунистов преждевременны. "Еще нет проекта закона. Это рабочий материал. К правительственному законопроекту подано уже более 1600 поправок, только экспертные советы нашего комитета подали более 600, надо сначала с ними разобраться. Почему нужно говорить о каком-то альтернативном проекте, а не поработать над тем, что внесло правительство? Обвинения в том, что никто ничего не обсуждает, несправедливы. Еще в июне мы создали при нашем комитете рабочую группу. Мы заседаем в еженедельном режиме и рассматриваем блоками наиболее обсуждаемые в обществе проблемные вопросы", - сказал парламентарий корреспонденту Firstnews.
По словам Балыхина, многие концептуальные вещи в правительством законопроекте еще могут быть изменены.Текст правительственного варианта закона "Об образовании" появился на сайте министерства образования в мае, а с 1 декабря прошлого года по поручению президента был размещен на сайте zakonoproekt2011 - для широкого общественного обсуждения, которое продлится до 1 февраля.
И только после этого, как подчеркнул Григорий Балыхин, министерство образования с учетом замечаний вынесет документ на рассмотрение правительства, которое потом официально внесет его в Госдуму. А там у коммунистов также будет возможность подавать поправки ко второму чтению-------------------------------------------