Цитата: BUR от 15.02.2011 16:43:58
Вы уж определитесь, или "любых действий" или "действий не приносящих ..."
И что делать с действиями, которые до этого не были кодифицированы (прописаны в законе) поскольку в обществе не находилось индивидумов их предпринимавших?
Например приезжает некто и в соответствии со своей культурой режет животных для еды прямо на улице. До этого никакому нормальному человеку делать такое не приходило в голову и, следовательно, не кодифицировалось.
Будет-ли не толерантным запретить такие действия, как не соответствующие традициям?
Или ради толерантности надо игнорировать такое?
В Германии, например, есть юридический термин "sittenwidrig" (противоречий традиции ("Sitten" - народные традиции)), который суд использует в подобных случаях, как обоснование решения. Например открыть бордель рядом со школой будет sittenwidrig (бордели в Германии регулируются законом). В ряде случаев, например, традиции "перекрывают" законы, например Luftschutzgesetz (закон по охране воздуха, в частности на него опираются при установлении необходимости норм вредных выбросов) не ограничивает проведение местных народных праздников, на которых разводятся гигантские костры (но если сделать такое частным порядком - будет штраф).
В независимости от законодательства толерантный индивид уважает право на любые действия, кроме тех что приносят вред. Милль считает, что "...
люди, индивидуально или коллективно, могут справедливо вмешиваться в действия индивидуума только ради самосохранения...". Впрочем, так как толерантность плотно обосновалась в либеральной концепции, то в самосохранение автоматически включается и защита естественных прав и свобод. "...
единственным основанием для отрицания равных свобод мы можем считать предотвращение еще большей несправедливости, еще большей потери свободы." (Ролз, "Теория справедливости"). Тогда превентивно бомбить авторитарные режимы есть допустимая нетерпимость, а запреты на чужие культурные традиции интолерантны.
Как "надо" я затрудняюсь обобщить. Мне достаточно терпимости выраженной в идее интернационала. И, по мнению Уолцера ("О терпимости"), имперская Россия в общем-то толерантна, но все же недостаточно, так как эта толерантность межгруповая и не касается индивида. Лучшим же примером для подражания на его взгляд являются иммигрантские общества (США).
Не считаю, что моей стране необходимы "уроки толерантности", скорее напротив нужен поиск приемлемой формы гражданского национализма и патриотического воспитания.
В проекте изменений гражданского кодекса РФ предлагается расширить понятия обычая - существующая правовая практика имеет узкий термин "обычай делового оборота". Возможно, как раз попытка оперировать традициями в правовом поле.
Добавлю ссылки:
1. Джон Стюарт Милль,
О свободе2. Майкл Уолцер,
О терпимости 3. Джон Ролз,
Теория справедливости