Вячеслав Кузнецов о проектах малой и средней мощностиОколо 60 стран уже обратились к МАГАТЭ за содействием в принятии решения относительно использования атомной энергетики. Как отметили в агентстве, возросший интерес к ядерной энергетике связан с ожидаемым резким повышением спроса на электроэнергию в мире.
По прогнозам экспертов, к 2030 году спрос на энергоносители вырастет более чем на 50% от текущего уровня, причем 70% роста придется на развивающиеся страны. Целый ряд стран, включая развивающиеся, анализируют недостатки и преимущества использованияатомной энергии. "Мы предполагаем, что к 2030 году от 10 до 25 стран введут в эксплуатацию свои первые АЭС", - сообщил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.
Вячеслав Кузнецов, первый заместитель директора Института инновационнойэнергетики НИЦ "Курчатовский институт": "Сейчас мировой атомный энергетический рынок закрыт станциями больших мощностей. Атомная энергетика в своем развитии сконцентрировала основное внимание на гигаваттных блоках по экономическим соображениям. Это дорого, и не всем странам нужно. Можно ожидать, судя по множественным признакам, что наполнением следующей стадии развития гражданской атомной энергетики будет создание и использование атомных станций малых и средних мощностей.
Более 50 проектов таких станций зарегистрированы в МАГАТЭ. Интересно, что все известные фирмы сочли для себя необходимым отметиться в создании проектов таких атомных станций. Тут и Южная Корея, и Аргентина, и кого только нет.
Для внешнего мира характерна общекоммерческая направленность проектных предложений: так, американцы в программе GNEP предложили для развивающихся стран 500 реакторов IRIS средней мощности разработки фирмы Вестингауз. До последнего времени корабельные заделы на Западе не использовались в проектах гражданских атомных станций. На корабельном прототипе основано французское предложение фирмы DCNS подводной атомной станции мощностью 50-250 МВт(эл.) - проект Flexblue, объявленный буквально на днях.
В отличие от них, наши предложения по атомным станциям малых и средних мощностей почти все базируются на корабельных и судовых АЭУ (атомных энергетических установках), где Россия имеет огромный интегральный опыт. Перевод транспортных технологий в общегражданское пространство требует дополнительной доработки проектов, что и произошло с ледокольной установкой КЛТ-40, которая после дооснащения дополнительными системами безопасности для общегражданского использования получила шифр КЛТ-40С и сейчас установлена в сдвоенном варианте на строящейся в Санкт-Петербурге ПАТЭС "Академик Ломоносов".
От зоны коммерческого использования недалеки наши отечественные проекты - АБВ (6 МВт(эл.)), КЛТ-40С (35 МВт(эл.)), там же в ОКБМ разрабатывается проект ВБЭР на 300 МВт(эл.), базирующийся на совмещении транспортных и стационарных атомных энергетических технологий. Это хорошее перекрытие актуального коммерческого диапазона по мощности. Близко к этому подошел "Гидропресс" с лодочной технологической базой - проект СВБР со свинцово-висмутовым теплоносителем (от 10 до 100 МВт(эл)). В НИКИЭТе есть проекты "Унитерм" и "Шельф".
Кстати, подводными АЭС первыми озаботились мы, а не французы. Когда в начале 1990-х годов Газпром вышел на арктический шельф, наши корабелы предложили ему проекты атомных энергетических установок на базе корабельных технологий, но для ледовых условий Арктики - подводно-подледные. Атомное энергообеспечение подводно-подледной нефтегазодобычи на Арктическом шельфе мы уже 20 лет разрабатываем. Этимзанимаются ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, СПМБМ "Малахит", Курчатовский институт и более всех сегодня - дочерняя компания Газпрома - "Комплексные инновационные технологии" (КИТ). У нас уже есть эскизный проект подледно-подводной буровой станции с атомной энергетикой. То есть мы в шельфовых проектах с атомным энергообеспечением ушли дальше и находимся ближе к их коммерческому использованию".