Хотя это о передаче знаний в специфической ядерной области, такое читать надо целиком,я же приведу несколько выдержек: Андрей Косилов: обладая оными применять ихНапомните, пожалуйста, когда появилась программа по управлению знаниями?2002 или 2003 год, конференция высокого уровня по перспективам атомной энергетики. На ней было сказано - одной из основных принципиальных проблем отрасли является риск потери критических знаний.
Что это означает? В первую очередь, это потеря людей. Поскольку в разных странах многие эксперты в ядерной области выходят на пенсию, они уносят с собой значительное количество знаний и корпоративной памяти. Потеря таких работников, которые обладают знаниями, важными как для эксплуатации, так и безопасности, является очевидной внутренней угрозой для безопасной и надёжной эксплуатации ядерных объектов.
Принцип "Были бы деньги, и я всё сделаю" в атомной энергетике не работает. Он и в других местах работает не всегда. Предложите мне миллион за то, чтобы я взял высоту два метра. Мне очень бы хотелось взять у вас этот миллион, но так прыгнуть у меня не получится.
Потеря людей в 90-ые годы коснулась всех стран, в том числе и России. Не буду приводить конкретных примеров, но было много случаев, когда люди уходили, увольнялись, а их знания не были соответствующим образом не только не сохранены, но и не зафиксированы. То есть, предприятия даже не понимали, что теряют.Не было интеллектуальной собственности на эти знания. Люди, покидавшие организации, нередко уносили с собой труды и наработки больших коллективов. Потом они открывали собственные фирмы, нанося, тем самым, головной организации и государству огромный урон.
Прямо скажем - часть ушедших пользовалась после увольнения теми знаниями, на которые, по существу, они не имели никакого права. В моральном смысле этого слова, но не в юридическом, потому что как раз юридически головная организация свои права никак не закрепляла.
Как мы помним, в 90-ые годы в России конфликты по теме интеллектуальной, и не только, собственности решались вполне определёнными методами. Но теперь на дворе второе десятилетие XXI века, и хотелось бы более цивилизованных подходов.
В чём основная проблема? Возьмём усреднённого руководителя предприятия атомной отрасли. Он знает, что ему нужны фонды, здания, гараж с машинами, исследовательский реактор… Но он до конца не осознаёт, что его предприятию нужны люди, которые будут выпускать продукцию. И что эти люди не случайные. И что среди них специалисты с уникальными знаниями.
Как поступали скрипичных дел мастера с учениками? Ученик 10-15 лет подносил дерево, вырезал шаблончики, прибирался в помещении и всё это время наблюдал за тем, как и что делает мастер. И только по прошествии этого периода ему доверяли изготовить его первую скрипку. А потом кто-нибудь из учеников превосходил своего учителя.
Сейчас, может быть, другие темпы, но принцип должен оставаться таким же.И естественно, нужно определиться с приоритетными текущими задачами. Они будут разными для разных предприятий. Из опыта - на одной из западных станций, как оказалось, главной бедой стала утечка персонала. Не утечка, уход в связи с массовым достижением пенсионного возраста. Стало ясно, что вскоре работать станет некому. Был в спешном порядке проведен анализ, потеря кого из сотрудников нанесёт самый тяжёлый удар. Одна из американских компаний, попавшая в схожую ситуацию, также выполнила анализ, охвативший порядка 1000 человек. Было получено, что из них есть несколько десятков сотрудников, которых следует удерживать любой ценой. Для них запустили специальные программы, подняли зарплаты, и прочее и прочее.
Кто научит учителейВы крайне редко упоминаете Японию. А ведь, казалось бы, японцы обязаны быть лидерами в сфере управления знаниями.
В Японии есть своя специфика. Они считают, что у них успешно реализована система, работавшая в Советском Союзе. Есть коллектив, выполняющий ту или иную задачу. В коллективе одновременно присутствуют люди разного возраста, от молодёжи до пенсионеров. Сравните с трубой, в которой поток движется и перемешивается. Старшие выходят из трубы, но их потеря тут же восполняется молодёжью, и весь поток сдвигается на шаг вперёд.Самая лучшая естественная система.По сути дела, при такой организации мы приходим к известному понятию научной школы. Но она может появляться только в случаях устоявшего коллектива, занятого конкретными задачами. Не зря же говорят - и я полностью согласен с этим! - что лучший способ сохранения знаний есть выполнение реального проекта.
К сожалению, это не всегда возможно. И уж точно это не применимо к временным группам, создающимся под решение одной и только одной задачи, после выполнения которой они распускаются. Здесь важно не допустить, чтобы опыт и наработки таких групп пропадали втуне.
Спасибо, Андрей Николаевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru. Как бы Вы хотели его закончить?Цитатой из Конфуция: "Суть знаний заключается в том, что обладая оными применять их, а не обладая, осознавать свое невежество".
И мы полностью с этим согласны!