Обсуждение космических программ
9,135,201 41,199
 

  C-Real ( Слушатель )
05 мар 2011 09:20:41

Тред №306617

новая дискуссия Дискуссия  149

История двигателя НК-33: в дело после 40 лет консервации.

В Самарской области прошли испытания, от результата которых во многом зависит судьба новейшей ракеты-носителя легкого класса. Проверяли уникальный двигатель, разработанный инженером Николаем Кузнецовым еще в рамках советской лунной программы. Десятки лет образцы пролежали на складах, но, несмотря на это, результаты испытаний превзошли все ожидания.

Столб огня и оглушительный рев двигателя, продолжающийся 250 секунд, означают только одно: если бы на месте бетонной конструкции испытательного стенда была ракета, то она с тройной гарантией вышла бы на орбиту Земли. Ведь для этого нужно всего 80 секунд. Но уже сам факт работы двигателя НК-33 - почти чудо, если знать его историю. Главный конструктор ОАО ''Кузнецов'' Валерий Данильченко рассказал: "Двигатель не работал 40 лет! То, что мы его запустили, и он идет на три ресурса, это беспрецедентно ".

Двигатель НК-33 задумывался его конструктором Кузнецовым для полетов на Марс и Луну. В конце 1960-х - начале 1970-х четырежды сверхтяжелая ракета-носитель Н-1, оснащенная такими двигателями, стартовала с космодрома, и все четыре раза безуспешно. Кадры высадки американцев на Луну для верхушки ЦК КПСС стали последней каплей, и советскую лунную программу приказали закрыть, а все оставшиеся силовые агрегаты уничтожить. Но у главного конструктора не поднялась на это рука, и несколько десятков двигателей по его указанию были спрятаны в недрах Самарской Луки и пролежали там до сегодняшних дней.

Непререкаемый авторитет, звания академика и дважды Героя Социалистического Труда, а также немалая доля смелости позволили Николаю Кузнецову ослушаться партийного приказа. Несмотря на неудачи, он верил в то, что за этим двигателем будущее советской космонавтики, и в то, что рискованный поход против воли Политбюро когда-нибудь будет оправдан. "Он не побоялся тогда даже такие слова сказать высочайшему чину в Политбюро: "Кроме власти, неплохо иметь еще и голову", - вспоминает Валерий Данильченко.

Расчет конструктора оказался точен, и сегодня на НК-33 делают ставку самарские ракетостроители. Новый проект "Союз-1" - будущее так называемой "легкой" космонавтики - небольшая ракета, цель которой вывести на орбиту коммерческие или научные спутники. Заместитель Генерального директора РКЦ ''ЦСКБ Прогресс" Сергей Тюлевин пояснил: "Сегодня эта ниша рынка - легкой ракеты - востребована, ее надо занимать. Поэтому мы поставили перед собой серьезнейшую задачу: в этом году подготовить машину к пуску".

Как показали первые же испытания, даже 40 лет, проведенные под землей, не помешают двигателям отправиться в космос, а это значит, что гениальный конструктор Кузнецов оказался прав.

Вести
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Liss ( Слушатель )
05 мар 2011 14:40:56

Две принципиальные ошибки:
1. Ни одна из четырех летавших Н-1 не имела двигателей НК-33. Они должны были стоять на пятой ракете (заводской номер 8 ), которую пустить не дали.
2. Проект Н-1 был закрыт в 1974 году, спустя пять лет после кадров высадки американцев на Луну.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  перегрев ( Слушатель )
15 мар 2011 18:34:09

Только из отпуска, буду много читать, но мимо этого пройти просто не могу. НК-33 в качестве маршевого двигателя для первой ступени оказался несостоятельным. Этот двигатель не имеет запасов по форсированию. Что вынудило прибегнуть к авральной разработке рулевого двигателя первой ступени РД-0110Р, который и должен обеспечить недостающие 24 тонны тяги для лёгкого Союза. Пуск в "этом году"-это из области ненаучной фантастики. Кроме того, в данной статье скромно умалчивается о том сколько образцов НК-33 возможно использовать для комплектации РН (а это число оказалось куда как поменьше, нежели обещали кузнецовцы). Строго говоря судьба Союза-1 определятся не в Самаре, а в Воронеже.
P.S.
Чисто из вредности-самарская фирма называется: ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", а не "РКЦ ЦСКБ_Прогресс"
  • +0.00 / 0
  • АУ