(Окончание)
В правительстве США обо всём этом с самого начала говорили вполне откровенно. Например, ровно через неделю после учреждения CIOS, 28 августа 1944 директор Управления научных исследований и развития Ванневар Буш (Vannevar Bush,
director of the Office of Scientific Research and Development, OSRD) писал Военному секретарю и Секретарю ВМФ США (курсив в цитате мой):
(Добытая благодаря действиям
T-Forces) «немецкая техническая информация промышленного характера... поможет американской промышленности сохранить за собой её место в мировой торговле.»
И он же весьма проницательно предположил:
«...нет сомнения, что Великобритания уже готовится к получению такого типа информации для своей собственной промышленности.»
(Напоминаю: в данном тотально-военном контексте «информация» - это и промышленное оборудование с инженерами и конструкторами впридачу тоже.)
В прессе в США обсуждение вопроса шло не менее откровенно и реалистично (цитируемый репортаж автор, к сожалению, не датировал и источник его не указал):
«...отряды CIOS прочесали Германию в поисках... всяких секретов об образцах вооружений, нефтяной и сырьевой промышленности, синтетических материалах, конструкторских наработках и химических процессах, изобретениях, патентах, финансах, экономике и немецких махинациях в политической области.»
А вот с английской стороны царило, видимо, уже тогда и всё время потом полное публичное молчание. Джон Джимбел в своей книге, как и положено в западных академических трудах, вначале поблагодарил всех, кто ему в работе над книгой помогал (начиная с конца 70-х и до второй половины 80-х). В частности, выразил свою признательность разным сотрудникам национальных архивов в Германии и в США. Англичан же не поблагодарил и даже не упомянул ни одного – очевидно, что ему просто некого и не за что было в Великобритании благодарить. Хотя книгу он писал об истории англо-американского
сотрудничества.
Заключительный аккорд в этом забавном разнобое гос.тайн и секретов по разные стороны Атлантики и вовсе анекдотичный. Через целых 17 лет после выхода книги Джимбела в свет, в августе 2007 англичане (точнее — их газеты) разразились, значит, вот таким хором сообщений (курсив везде мой):
«Из только что рассекреченных документов становится известно что в конце второй мировой войны элитное британское спецподразделение похитило сотни немецких учёных и технических специалистов и заставило их работать на правительственные учреждения и на частных фирмах в Соединённом королевстве...» (
The Guardian)
«Как стало известно из рассекреченных правительственных документов, в конце Второй мировой войны в Германии в рамках секретной программы были похищены и привезены для работы в Великобританию немецкие учёные и технические специалисты...» (
The Telegraph)
Самая соль, однако, не в том, что ведущие британские газеты с удивительными единодушием и синхронностью все, как одна, практически в один и тот же день вдруг совершенно одинаково слегка приврали. По-настоящему удивительно то, что заявили не журналисты, а издатели упомянутой выше книги Шона Лонгдена «
T-Force. В погоне за военными тайнами нацистов» - «Констейбл & Робинсон. Мыслящие независимо с 1795 года».* Вот что они, рекламируя у себя на сайте своё очередное произведение, осенью 2009 написали (курсив мой): «В 1945... было принято решение создать элитное подразделение... его назвали
Target-Force. До сего дня рассказа о нём не было ни в одном историческом исследовании, посвящённом тому периоду...»
* Такова шапка на главной странице сайта издательства в интернете:
Constable & Robinson. Independent thinking since 1795.
Никто лучше, чем Михаил Булгаков, подходящую реплику для подобной ситуации ещё не придумал. Но поскольку именно из-за этого его чудесную формулировку уже затаскали до дыр, повторять её в тысячу первый раз как-то не с руки. Так что ограничусь грустным замечанием о том, что английское подразделение Амазона —
Amazon.co.uk — услугами которого я часто и с удовольствием пользуюсь, эту нелепицу у себя на странице, посвящённой данной книге, - воспроизвело полностью.
Вот такое труднообъяснимое и незавидное лобовое столкновение нации со своей «непредсказуемой историей». Почему незавидное — понятно. А труднообъяснимое оно потому, что случилось не с нами у нас в России, а с англичанами у них в Англии, но так, словно и правда у нас в России: весь мир давно в курсе того, что отцы и деды в недалёком прошлом вытворяли, а мы вот только теперь с большим запозданием о себе «нелёгкую правду» узнаём... непредсказуема наша история...
Думаю, чтобы понять причину случившегося, первый шаг в правильном направлении из двух уже упомянутых исследователей сделал опять не англичанин, а американец – историк Джон Джимбел. Он, объясняя, почему взялся за свою книгу, в отличие от английских журналистов и издателей, искренне признался (курсив мой):
(в 60-х и 70-х мне) «...хотелось узнать, что же всё-таки лежало в основе претензий России и Восточной Германии, утверждавших, что под видом репараций западные союзники забрали имущества на многие миллиарды долларов. При этом поначалу я, не особо задумываясь, склонен был соглашаться с официальной позицией США, то есть с тем, что называемые суммы вообще 'из области фантастики',* что обвинения выдвигаются только с целью отвлечь внимание от массированного вывоза из Германии репараций, который сам Советский Союз и осуществлял, и что поэтому воспринимать эти обвинения иначе, нежели как обыкновеннуюю пропаганду, не было оснований.»
* В своей книге Джимбел на основе собранных материалов пришёл к выводу, что сумма, которую называли советские источники, примерно соответствовала действительности. Он также отметил, что она сопоставима с объёмом помощи, предоставленной американцами европейцам в рамках Плана Маршалла (10 и 13 млрд долларов в ценах 1940-х соответственно).
«Обычная пропаганда» по этому поводу тогда явно присутствовала, вне всяких сомнений. Но всё-таки, наверное, не только с советской стороны. И вообще не совсем даже понятно, «кто первый начал». Ведь вот был уже в самом конце войны такой эпизод.
Союзники, как известно, согласились, чтобы Берлин брали советские войска. И поэтому, пока шёл штурм города, американские силы просто стояли и ждали. Стояла неподалёку (в Хельмштедте, в Нижней Саксонии) и одна их так называемая штурмовая разведгруппа (её точное название: «Штурмовая разведывательная группа № 6860 Отдельного отряда Штаба 6-ой Армейской группы ("T" Force)».*). И если все остальные могли с лёгкой душой радоваться, что не надо лезть под пули и снаряды в самые последние дни войны, то для разведчиков каждый день простоя только усугублял вероятность того, что задание своё они не выполнят. Ведь им надлежало раньше всех, первыми попасть на указанные им немецкие объекты («разведцели») и захватить там документацию и прочие ценности. А тут русские их в город не пускали и сами всюду хозяйничали...
* 6860th
Headquarters Detachment Intelligence Assault Force ("T" Force), Headquarters, 6th Army Group. Создана приказом от 9 февраля 1945.
В конце концов разведчики в Берлин попали и (дальше цитирую, курсив мой):
«Американцев ждал приятный сюрприз — их главные в Берлине цели стояли нетронутыми. В том числе никто даже не пытался проникнуть в Патентное бюро, куда разведчики немедленно вызвали технические группы с микрофильмирующей аппаратурой. Видимо, ничего подобного
T-Force у русских не было.»
Это бесхитростное свидетельство простых американских офицеров нашли американские же следопыты-любители. Занятые воссозданием истории редчайшего нарукавного шеврона (который за всю войну носили всего полсотни бойцов штурмовой разведгруппы 6860 (
"T" Force). Они и наткнулись на процитированный текст у себя дома в Штатах, среди экспонатов в рядовом военном музее, в глубинке, далеко-далеко от театров пропагандистских сражений.
Высоколобой британской академии и прессе тогда ещё полные десять лет оставалось ждать, пока где-то в недрах их правительства дадут разрешающую отмашку, и они смогут тоже приступить к своим «впервые в истории» «открытиям». Причём на находки каких-то там следопытов-любителей из американской глубинки они внимания, конечно же, не обратили.
Что, наверное, легко объяснимо. Ведь если бы обратили, если бы сослались пусть не на любительские находки, но хотя бы на выпущенную их коллегой-историком Джоном Джимбелом книгу — разве не пришлось бы им тогда следующим шагом выходить уже далеко за рамки их «обычной пропаганды»?
Конец главки