Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,460,899 50,105
 

  BUR ( Слушатель )
08 май 2011 18:15:28

Тред №321228

новая дискуссия Дискуссия  157

Цитата: Arctodus-Atrox от 21.04.2011 13:12:15
Всем сразу.
Да какая теория. Тут география, фактическая, как она есть. Конкретно, речь о ситуации, которую создает для прибрежных стран наличие между ними крупного водного (морского) бассейна. Естественно, фактор действует в пакете со всеми другими - разделяет/соединяет море один и тот же народ - одна ситуация, этнически разные народы - другая. Естественно, и морем география не кончается - ресурсы и климат тоже никуда не деваются. Речь не об исключительной силе, а о своеобразии, создаваемой фактором кольцеморья.

Своеобразие здесь отнюдь не только в дешевизне морских перевозок. Главное, вот такое средь-земельное море создает для прибрежных народов/стран ситуацию общей открытой границы - границы всех со всеми. Это принципиальное иное положение, принципиально иная топология, сравнительно с границами/соседством на суше. Там обмен идет по цепочке - Великий шелковый путь: Китай, Монголия/Туркестан, Бактриана, Иран, Византия, Центральная Европа, Западная Европа - вплоть до Британии. А в ситуации Средиземья наша любимая Ливия как бы граничит сразу Испанией, Италией, Грецией, Ливаном, Турцией и - помня Монтре - даже немножко с Россией. Воздухоплавания еще нет, но море для прибрежных стран добавляет как бы третье измерение (сравнительно с передвижением по плоскости суши). Положительная сторона - возрастает мерность системы, создается этакий экономико-культурный ускоритель, но в военном отношении - возникает ситуация опасного соседства, принципиально НЕ-закрытой границы, когда в тот же Египет в любое скверное утро могут нагрянуть "народы моря" с известными последствиями. Отсюда для крупной державы (а тем более, империи) кольцеморья возникает категорический императив замкнуть кольцо и сделать с(С)редиземного море (любое) своим внутренним морем. Выигрыш понятен и колоссален - возрастает и поддерживается в безопасности связность частей империи, более того, направление и количество-качество операций(связей) становится возможным регулировать. Кстати, тут свое слово говорит уже не только география, но и геометрия/топология - в ситуации замкнутого кольца идеально помещать столицу в центр, в точку\зону пересечения потоков обмена, на роль "обработчика данных" - ну, а для пущей безопасности хорошо бы, чтоб это был остров. (Если такого острова нет, то его надо создать - или хотя бы выдумать, что мы и имеем в том же мифе об Атлантиде.)

Здесь можно вспомнить НТП и сравнить, что у нас создается в мире с возникновением воздухоплавания в развитом его виде. Ситуация ведь очень похожа: воздушный океан - в принципе - это как бы вот такое общее для всех Средиземное море. Тоже с одной стороны связь всех со всеми (потенциально) - но одновременно ситуация небезопасности, которую надо как-то решать. Море (в том числе, моря средьземельного типа) это не перечеркивает - морские перевозки остаются самыми дешевыми, обменные потоки, включая трубопроводы, идут морем, и даже космические системы связи "продублированы" трансокеаническими кабелями. Просматривается, однако, та ситуация, которая возникнет в случае нового научно-технического рывка. Это положение, когда обеспечен доступ
а) к ЛА иного типа (гравилеты или там что) - воздушно-космическими по применению
б) к дешевой и повсеместно наличной энергии
- а то есть, воздушный флот станет столь же дешев и распространен как морской и при том доступен для всех стран. Вот тогда для империи, претендующей на роль глобальной, возникнет нетривиальная задача - сделать внешний Космос своим "внутренним морем". Теоретически, и здесь можно создать кольцо (сферу) космических укреплений, а можно пойти и иначе - монополизировать доступ к этому "внутреннему морю".

Цитата: Yuri Rus от 21 Апреля 2011, 00:56:45Интересный у Вас глобус. Вы точно не на глобус Земноморья смотрели?

У меня почему-то получилось, что если США на севере, а Китай на юге, то Европа получается слева от линии США-Китай, а Россия как бы между ними.


Э-э-э. Вам тут уже подсказали: надо глобус повернуть не Арктикой, а Пасификой к себе в фас. Вот тогда можно указанные процедуры с Карфагеном-Римом выполнять.

Цитата: ахмадинежад от 21 Апреля 2011, 01:14:04у штатов два кругоморья - атлантическое морекружье и тихоокеанское, умучаются они замыкать


Вот-вот-вот. Тот самый случай, когда достоинства переходят в недостатки. Казалось бы, у Штатов (была) уникальная ситуация по безопасности - сиди себе за двумя океанами. Однако когда встает вопрос о том, чтобы замкнуть кольцо, то задача становится слишком пупкоразвязочной. Хотя надо отдать им должное - в масштабах-то Северной Атлантики они вопрос решили. И даже с этими своим АТР его как-то пробуют ставить.

Цитатаа у России вообще нет, не считать же Каспий с Аралом задачами геополитического давления, разве что Арктика ... тем более на Аляску уже выходили, но ушли на юг, замыкать Тихий океан ...
так что это наверно имеет смысл развивать для морских империй, не континентальных


Да, для России логика суши действует. Черноморское и Каспийское кольцо слишком малы. Наше кольцеморье только Северно-Ледовитое, но это особь-статья.

  • +0.12 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!