Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,782,787 44,958
 

  helg1980 ( Слушатель )
08 май 2011 20:27:17

Тред №321249

новая дискуссия Дискуссия  115

Долтон-план и бригадный метод в 1920-е годы.

«У высшей школы были и другие проблемы. Одна из них заключалась в том, что сам процесс обучения в начале 20-х годов проходил в значительной мере стихийно. Например, на физико-математическом факультете МГУ при номинальном четырехлетнем сроке обучения среди студентов были и такие, кто обучался в университе по 10 и более лет - сказывались свобода посещения лекций и практика перевода с курса на курс без учета выполнения учебного плана. Это приводило к тому, что количество дипломированных выпускников-физиков было крайне незначительным.

Другой проблемой в советской системе обучения тех лет стал так называемый "бригадный метод". Сущность его заключалась в том, что учебные дисциплины, изучавшиеся на факультете, прорабатывались самостоятельно в маленьких группах по 5-6 человек путем чтения книг и учебников, а затем один представитель группы ("бригады") сдавал экзамены и зачеты за всех. Лекции не только отменялись, но просто-напросто запрещались как буржуазный пережиток. Роль профессора или преподавателя сводилась лишь к разъяснению трудностей, с которыми сталкивались студенты при изучении книг по тому или иному предмету. Профессор И.А.Яковлев, бывший в те годы студентом, рассказывал автору о том, каким нападкам и обвинениям подвергался Сергей Иванович Вавилов за то, что он якобы под видом семинаров "протаскивал буржуазные лекции"».

   «… в 1920-е годы в университет (МГУ – П.) внедряется «бригадно-лабораторный метод» обучения. Студенческие группы были разделены на бригады по 3-5 студентов, которые должны были самостоятельно, без помощи преподавателей, заниматься изучением, «проработкой», учебных заданий. Отменялась индивидуальная сдача экзаменов и зачетов, студенты представляли коллективный отчет о выполнении своих заданий. Естественно, отменялись и лекции, что позволяло сильно сэкономить на профессорско-преподавательском составе».

   «В 1930 году восстанавливается обязательное посещение студентами всех видов университетских занятий – лекций, семинаров, лабораторных занятий; одновременно начинается борьба за введение строгой трудовой дисциплины среди профессорско-преподавательского состава.
   Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «со всей резкостью и решительностью» осудило бригадно-лабораторный метод и другие «перегибы и извращения» в организации учебного процесса. Вновь вводятся твердые учебные планы, восстанавливаются лекции, вводятся зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы на последнем курсе, увеличивается время на изучение общетеоретических дисциплин, соответственно сокращаются производственные практики, возвращаются обязательные вступительные экзамены и др. В конце 1933 года проводятся защиты первых кандидатских диссертаций, а в 1936\37 – впервые выпускные государственные экзамены».


История образования в СССР
http://pioneer-lj.li…37364.html
  • +0.46 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Sergey-17 ( Слушатель )
09 май 2011 13:08:02


Странно, что люди, получившие высшее образование в таких кошмарных условиях и закончившие институты в 30-31-х годах, не только успешно работали, например, на Ижорском заводе, занимаясь разработкой, в том числе и технологии броневого производства, но и, после того как в 1941 году у нас в стране броневое производство было полностью потеряно, смогли наладить выпуск брони на не приспособленных для этого предприятиях черной металлургии Урала, технически обеспечив тем самым победу в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Так что представлять естественный процесс поиска лучшей формы организации доступного высшего образования (в условиях, когда не только среднее, но и начальное образование было далеко не у всех), как сознательную ошибку (да еще с точки зрения сегодняшнего времени) — как минимум некорректно. Тем более, что отрицательного результата этих мероприятий, вообще говоря, не наблюдается.

Цитата
Черток вынужден был пойти *рабочим, чтобы получить образование.



Ему это, как видно по результатам, ни разу не помешало. Можно даже предположить, что весьма сильно помогло в дальнейшей работе.
  • +0.48 / 3
  • АУ