[quote author=[r]Alex link=topic=101.msg982083#msg982083 date=1305550623]
Почему нет если это резонанс? У Чертока описан случай, как чуть ли не на 7-ке было несколько аварий. Стали искать и нашли -- тяга рулевой машины имела резонансную частоту всего 500 Гц. Соответственно в полете она быстро разрушалась и ага. Тягу нарастили, сдвинули резонанс до 800 Гц. Все, ракета полетела.
[/quote]
Резонанс возникает когда частота нагружения совпадает с частотой собственных колебаний конструкции. Тут есть одна тонкость, иногда, низкочастотное вибрационное нагружение называют акустическим. Возможно, в некоторой терминологической путанице и собака порылась. В принципе, при задании требований строго различают вибрационное нагружение (которое задается обычно в виде виброспектральной плотности (среднекватратичное значение амплитуды исследуемого вибропроцесса, делённое на полосу пропускания фильтра (о, помню ещё
))) и акустическое воздействие задаваемое в Дб. Понятно, что акустика (в чистом виде) обязательно что-то добавит и в плане напряжений и в плане долговечности. Но, что касательно ЖРД в части акустики в ТЗ всегда делают приписку:"Подверждается при ЛИ"
Мы, например, не умеем ни считать акустику, ни тем более испытывать.
Цитата
Опять же, я не думаю что на вибростенде воспроизводят весь спектр гармоник, который существует в ракете. Скорее всего только базовые частоты, и хорошо если резонанс какого-нить узла попадает на их гармоники. А если нет?...
Смотря какой стенд. Если стенд воспроизводящий гармоническое нагружение, то обязательно весь спектр. Собственно, с этого виброиспытания и начинаются. С определения АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Т.е, с определенной скоростью (как правило не более полуоктавы в минуту) проходятся все частоты и определяются резонансные пики и добротность. Еще цитата: "При определении АЧХ систем с большим коэффициентом демпфирования следует учитывать, что влияние диссипативных сил и нерезонансных тонов существенно искажают получаемую картину резонансных пиков"
(Еще одна красивая фраза отложилась в памяти)
Для стендов реализующих случайное нагружение (пресловутую виброспектральную плотность) АЧХ не снимают, там сразу всё видно.
Цитата
Вопрос -- как такие вещи проверить как не акустикой? ИМХО самое то, резонансы искать...
p.s. ну и классика -- галлопирующая Герти, мост в Такоме: http://www.youtube.c…-zczJXSxnw
Эх, жаль, что давно не появлялся уважаемый Sewer IN (не путать с клоуном из ветки про Луну), он бы и про акустику и про вибрации рассказал бы очень квалифицировано.
P.S. рассказали такую историю. Датчики появились сравнительно недавно, а вот паровые турбины, например используются с позапрошлого века. А тогда как тогда определялись уровни вибраций? А вот как. Оказывается, зубы человека являются очень чувствительным инструментом в плане воздействия вибраций. На заводе, производящем такие машины, содержались специальные люди, которые определяли допустимость вибрационного нагружения...., касаясь работающей машины (внешнего корпуса, понятно) зажатой в зубах металлической пластинкой. По личным ощущениям.