ПАК ФА (Т-50)
4,721,504 6,045
 

  дим ( Слушатель )
25 май 2011 20:09:06

Тред №324789

новая дискуссия Дискуссия  115

не заметил никто статью, а она ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ во всех отношениях, полезно послушать умнейшего человека: первого заместителя генерального директора ОАО "НПО Сатурн" по НИОКР и ОКР, — генерального конструктора Виктора ЧЕПКИНА.


Цитаты, применительно к нашему герою:

Какие на ваш взгляд наиболее важные изменения произошли в российском авиапроме за этот период, Что мы приобрели, а что может быть и потеряли?

— Главное, на мой взгляд, это то, что совместными усилиями удалось приостановить падение отрасли. Это потребовало усилий от очень многих, и в первую очередь я бы отметил Михаила Аслановича Погосяна и Евгения Ювенальевича Марчукова — генерального конструктора двигателя для "Т-50".

Для военной авиации мы создали два двигателя, один — для самолета "Су-35", второй — для российского самолета 5-го поколения "Т-50". Первый — "117С" — в основном предназначен для экспорта. Он попроще с точки зрения аэродинамики, а самое главное — ориентирован на самолеты с традиционным вооружением, подвешиваемым на пилонах снаружи фюзеляжа, не имеющим сильных ограничений по габаритам. Такие схемы применяются на самолетах 4-го поколения, экспортируемых в Индию, Малайзию.

Второй двигатель — "117" — хотя и отличается всего одной буквой в названии, существенно более продвинутый двигатель — это уже настоящий двигатель 5-го поколения. От недоброжелателей иногда можно слышать, что в двигателе 5-го поколения должны быть такие-то лопатки, такие-то материалы, сверхскоростные роторы, а у вас этого нет… Ничего подобного, все это лишь способы достижения цели. А цель единственная — увеличение удельной тяги, то есть отношения тяги двигателя к его весу. Например, самый первый реактивный двигатель Архипа Михайловича Люльки весил 1350 кг и имел такую же тягу, то есть его удельная тяга была равна 1. В двигателе 4-го поколения, "АЛ-31Ф", удалось уже добиться удельной тяги 8,7, а для машины 5-го поколения этот показатель равен 10.

Новый двигатель обеспечивает сверхзвуковую скорость самолета в бесфорсажном режиме. Что это дает? Если раньше истребитель летел до цели соскоростью 700 км/ч, то теперь — в два раза быстрее.

— С какими новыми задачами пришлось столкнуться при создании самолета 5-го поколения?

— Проблем приходится решать тысячи. Скажем, для снижения радиолокационной заметности "Т-50" имеет схему с внутренним расположением оружия, поэтому важнейшей становятся задача уменьшения его габаритов. А значит приходится разрабатывать и принимать на вооружение новое оружие, но поскольку оно малогабаритно, оно должно быть высокоточным. Именно поэтому обязательно нужен полнофункциональный "ГЛОНАСС". Американский GPS, по понятным причинам не годится, так как в условиях кризиса его нам отключат, или как во время осетино-грузинской войны введут искусственное смещение в координатах на 300 км. Кроме того нужно точно знать, не только куда стрелять, но и откуда ты стреляешь, поэтому должна быть современная система картографирования. Сама ракета должна быть малозаметной. Такое оружие сейчас изготавливается, и все это существенно влияет на конструкцию двигателя. Работа идет по плану… В общем, на мой взгляд, самолет получается неплохой, не хуже американского "F-22".

— Кстати, если сравнивать "Т-50" с "F-22", западные источники говорят, что "Т-50" сильно проигрывает последнему по таким параметрам, как инфракрасная заметность двигателя в задней полусфере.

Мы очень интенсивно ведем работы, и по снижению инфракрасной и радиолокационной заметности, и получили вдвое лучшие характеристики по сравнению с "F-22" (по крайней мере, по тем данным, которые опубликованы, и которыми я располагаю).

— Можно слышать, что для самолета 5-го поколения двигатель не столь важен, как его электронная начинка…

— Если сравнивать удельный вес двигателя и электроники в обеспечении боевой функциональности истребителя, то я, как вы понимаете, хотя и моторист и патриот своей отрасли, все же должен признать, что электроника "весит" значительно больше. Вне всякого сомнения. Именно поэтому чуть лучше, чуть хуже двигатель — особого значения не имеет. Вот, если двигатель по параметрам намного лучше, как нам удалось сделать на "117" машине (на 25 процентов), то тактико-технические характеристики можно серьезно улучшить, хотя бы за счет увеличения веса летательного аппарата.

— В трудные для российского авиапрома годы, авиастроительные фирмы, производившие военные самолеты выжили за счет экспорта, прежде всего в Китай и Индию. Сегодня китайцы скопировали наш "Су-27" и сами готовы продавать его на мировом рынке по демпинговым ценам. Не потеряем ли мы в результате наши традиционные рынки боевых самолетов?

— Не потеряем, потому что такого самолета как у нас, у китайцев нет и в ближайшее время не будет! Они говорят, что сделали самолет 5-го поколения, но говорить можно что угодно… Их лучший двигатель скопирован с нашего "АЛ-31Ф". У нас же действительно двигатель 5-го поколения, и он по всем своим параметрам, по тяге, по удельному расходу топлива соответствует 5-му поколению. Я приоткрою тайну и скажу, что у нас фактически уже есть два двигателя 5-го поколения. Второй, который сейчас условно называется "тип 30", уже испытывался в полете на истребителе "Т-50". В дальнейшем ему, наверное, дадут имя "АЛ-…". По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит "117-й".


Все интервью http://www.russia-to…ilcam.html
Отредактировано: дим - 25 май 2011 20:13:25
  • +5.52 / 38
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!