9 июня 1941 года. Понедельник. До нападения гитлеровской Германии на СССР оставалось 12 дней. Подробности - в рубрике у Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".
Токио. В этот день в столице Японии была получена секретная телеграмма из Москвы. От посла этой страны в Советском Союзе Татекавы, "Усиленно циркулирующие слухи о том, что Германия нападет на Советский Союз заставляют думать, что близится момент этого выступления. Я думаю, что каким бы превосходством ни обладала германская армия, победить или же разгромить Советский Союз в течение 2-3 месяцев, будет невозможно. Более того, не исключена возможность, что Германия окажется в ситуации затяжной войны.
Обстановка в Москве весьма спокойна. Незаметны также и признаки подготовки к войне, а именно мероприятия ПВО, сокращение количества такси на улицах и прочее. Недавно я спрашивал об этом у Молотова. Он считает, что даже если возникнет конфликт - разрешить его мирным путем."
Странно, в Кремле, все наоборот, чем усиленнее циркулируют слухи о нападении Германии, тем, похоже, больше уверенности, что все это дезинформация. Но самое интересное, что Молотов выражает готовность урегулировать ситуацию даже при возникновении вооруженного конфликта. То есть после нападения немцев. Это многое объясняет из того, что будет происходить 22 июня. И, в частности, почему только спустя восемь часов после нападения Германии об этом будет объявлено населению СССР. Кстати, тем же Молотовым.
9 июня 1941 года командующий Киевским особым военным округом генерал-полковник Кирпонос отдал приказ войскам занять предполье перед укрепленными районами. Полоса укрепрайонов располагалась на расстоянии 20-50 километров от границы. В ситуации возможного нападения противника, разумно было упредить его удар за счет вывода на передний край части пехоты и артиллерии, которые могли бы, как минимум, оперативно пресечь первые атаки немцев, выиграв время для ввода в бой основных сил.
Однако, эта логичная превентивная мера была подвергнута жесточайшей критике. На следующий день Сталин в своем кабинете устроит начальнику Генштаба Жукову выволочку за самовольство Кирпоноса. И в тот же день в Киевский округ уйдет директива с приказом немедленно очистить приграничную полосу от передовых войск Красной армии.
В тот же день Наркомат Обороны подготовил приказ о наказании должностных лиц, виновных "в беспрепятственном пропуске через границу германского самолета Ю-52, который 15 мая 1941 года пролетел по советской территории и совершил посадку в Москве, на центральном аэродроме". Этот полет, вернее его причины, до сих пор остается загадкой. Этим приказом, конечно, можно объяснить арест командующего ПВО Штерна. Но, с другой, почему это произошло только спустя три недели. А, главное, сопоставление дат, наводит на мысль, что именно этим самолетом в Москву было доставлено секретное личное послание Гитлера, датированное тем же числом. В котором фюрер предупреждает Сталина о возможных провокациях на границе со стороны его "проанглийски настроенных генералов вермахта".