Цитата: Rumpumpel2
А так же немецкая танковая дивизия, хоть у нее все танки выбей, оставалась вполне боеспособной из за наличия мотопехоты и артиллерии, советская же после потери танков практически превращалась в толпу невооруженных танкистов с нулевой боеспособностью, причем такой корпус (который был равен в лучшем случае плохой немецкой дивизии) выбивался немцами иногда за 2 дня. Ну, что было, то было.
Хотите про танковые дивизии вермахта расскажу? Их есть у меня. Вкратце так.
Триандафилов, Свечин, Буденный и Гудериан вслед за ними прекрасно понимали то, что танки без пехоты в их боевых порядках смысла не имеют. Но у нас был Тухачевский, а у немцев его не было.
Поэтому танковая дивизия трехполкового состава в 1939 году имела два полка танковых и один мотопехотный. Весь "обоз" - моторизован. Артиллерия - самоходки и на мехтяге. Пехота на грузовиках и бронетранспортерах типа Ганомаг и подобных - те самые панцергренадиры, то есть мотопехота танковых дивизий.
По опыту войны с Польшей в 1939 году выяснилось, что часть танков - лишняя. Комдив просто не мог использовать их часть, потому что не мог эффективно управлять ими, и второй танковый полк часть сидел без дела. А пехоты не хватало. Посему после войны с Польшей часть трехполковых ТД была реорганизована - из их состава изъят один танковый полк и заменен мотопехотным. Это позволяло почти вдвое увеличить количество танковых дивизий без потери ими боеспособности.
Впрочем, те трехполковые дивизии, где танковые полки были двухбатальонные (были и такие, были и четырехбатальонные) оставили в прежнем составе - на время. Или сводили в два полка в один четырехбатальонный полк и доливали полк мотопехоты, или сводили в трехбатальонный полк и один батаьон передавали куда-то еще. То есть несмотря на наличие некоего "стандарта" для танковой дивизии (кои, кстати, менялись), каждая ТД имела свою "историю" формирований и реорганизаций, и эти реорганизации проводили с учетом минимальных "накладных расходов" на оную. например 10-я ТД вермахта имела на вооружении чешскую матчасть, но в начале своего боевого пути занималась охраной железнодорожного сообщения в Чехии.
И нужно четко разделять собственно штатные транспортные средства дивизии (ее обоз), и транспортные колонны, т.е. то, что у нас называлось в СССР Автомобильные войска. То есть пехотная дивизия вермахта чаше всего шлепала по дорогам войны пешедралом, но могла быть и переброшена транспортными колоннами - если была необходимость.
И собственно у того же Гальдера можно найти много интересного. Например о великой демоторизации вермахта в 40-м году. Грузовиков Германия производила недостаточно, и в какой-то момент их производство стало меньше убыли. Генштаб уделял большое внимание в связи с этим лошадиному "парку", конской сбруе, эпизоотиям и ветеринарии, изъятию автомашин из пехотных частей и передаче их в моторизованные и в транспортные колонны.
И вообще немцы, ввиду тотального дефицита в рейхе всего и вся были очень бережливы к трофеям (кроме уж очень откровенного гавна) и старались реквизировать все что только можно, включая даже собственное германское народное хозяйство. И тех же французов, показательно изнасиловав, напрягли на производство именно грузовиков.
Собственно основной грузовой силой пехотной дивизии вермахта в 1941 году, ее обозом, были именно лошадки. Пехотным дивизиям ведь не надо было как в жопу укушенным нестись куда-то сломя голову в прорыв. Это дело танковых и моторизованных частей. А пехота идет вслед за ними и закрепляет их успех на местности.
Поясню. Немцы любили воевать по шаблону. Академически. Раз нащупав хороший прием, они обычно эксплуатировали его до потери пульса. Как проводилась обычная стратегическая операция вермахта?
Устраивалось два-три основных участка прорыва и еще несколько вспомогательных. После прорыва обороны на основных участках туда вводились три волны. Первая занималась расширением прорыва, заходом в тыл соседним устоявшим участкам фронта противника, связывала их боем и укрепляла прорыв. Одновременно туда входило вторая волна. Мобильные танковые и вслед за ними моторизованные дивизии стремительно рвались вперед, рассекая территорию, уничтожая или захватывая военные объекты и материальные средства армии противника, нарушали связь и транспорт. И шли дальше. Если они встречали сопротивление, которое не могли преодолеть "с ходу", они обходили участок и шли дальше. За ними шла уже обычная пехота, закрепляя своим присутствие успех и доделывая то, что не доделали танки и мотопехота, в т.ч. "вынося" узлы сопротивления, которые обошли танки. Затем две ударные группировки моторизованные навязывали противнику сражение с "перевернутым фронтом", смыкали кольцо окружения и... уступали место опять тоже пехоте, которая обеспечивала внешнее и внутреннее кольца окружения и ликвидировала попавшие в котел войска противника.
Собственно дневной нормой для дивизии считалась "одна заправка" - количество топлива, которое дивизия потребляла на 100 км марша.
То есть как таковой пехоте автомобили были не очень-то и нужны. Главное было их наличие в достаточном количестве в моторизованных и танковых частях, а также в транспортных колоннах.
Кстати, корпус вермахта - это всего-лишь
штаб корпуса. Который, то есть штаб, мог быть сформирован заранее и вообще некоторое время не иметь в себе ни одной дивизии. И которому давались в подчинение несколько дивизий и части усиления, в т.ч. и транспортные колонны. Туда прямо по ходу операции могли передаваться дополнительные дивизии, или изыматься лишние. Например, дивизия в какой-то момент могла быть передана из одного корпуса в сосоедний, где она была нужнее. То есть происходила просто смена подчиненности дивизии. То есть у них корпус - это просто уровень иерархии и подчинения, понятие штабное, управление войсками.
А у нас мехкорпус образца 1941 года - это по факту была сильно, гипертрофированно, в несколько раз раздутая дивизия. Это еще один фактор большей стратегической и оперативной мобильности вермахта в 1941 году.