Вот интерсная статья:
Как привести в соответствие управление Москвой
Конституция РФ упоминает Москву двояко. Как город федерального значения «в составе Российской Федерации» (ст. 65); и как город, являющийся столицей Российской Федерации, «статус» которой «устанавливается федеральным законом» (ст. 70). Предлагаемая реорганизация не только не противоречит действующей Конституции, но и устраняет существующее несоответствие между нею и тем, что фактически сложилось. Попытка преодолеть это несоответствие, предпринятая в Уставе Москвы 1995 года, оказалась юридически неудачной.
Достаточно взглянуть на два его положения. О том, что «местным сообществом на территории Москвы» признается лишь «городское сообщество», а «местным сообществам в районах города Москвы» предписано не «образовываться». И о том, что городской уровень власти наделен «двойным статусом», согласно которому «представительным органом городского самоуправления, представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы является выборный орган — Московская городская Дума», а «исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти города Москвы является Московская городская администрация».
Подобные положения выводили в Москве за пределы федеральных законов не только деятельность органов государственной власти субъекта федерации и местное самоуправление, но и смежные отрасли, такие как бюджетное, налоговое и гражданское право. К тому же такая схема предоставила всю полноту власти в Москве с ее более чем 6 миллионами избирателей всего лишь 36 избираемым лицам, что вряд ли соответствует общепризнанным принципам демократически управляемого государства. К тому же известно, что чем сложнее система, которая нуждается в управлении, тем сложнее должна быть и система управления ею.
Юридическая коллизия, которая была очевидной, наконец дошла до рассмотрения в органах судебной государственной власти, которые и расставили все точки над i. По иску трех москвичей, посчитавших, что их права нарушены, Московский городской суд решением от 26.12 2000 года, а Верховный суд РФ определением от 30.03.2001 года признали, что указанные положения московского законодательства противоречат Конституции и федеральным законам, в связи с чем они «применению не подлежат». К тому же суд определил, что «федеральное законодательство о местном самоуправлении на территории г. Москвы действует без каких-либо ограничений», а «право жителей города на его осуществление не является особенностью правового положения города Москвы и осуществляется на его основе».
Определение Верховного суда Российской Федерации поставило перед москвичами задачу по приведению административно-территориального устройства и системы власти и управления в Москве в соответствие с федеральным законодательством. И так как судебная власть есть одна из ветвей государственной власти, и ее решения обладают точно такой же силой, как и нормы законодательства, то у москвичей нет иного выбора, как только исполнить решения суда. Изложенная здесь схема, как полагает автор, дает возможность сделать это сравнительно быстро и безболезненно.
Учреждение городов, проведение административно-территориального упорядочения, формирование системы органов власти и управления, принципиально определенной законодательством, все это осуществимо лишь по специальному федеральному закону. Что нужно, чтобы он был принят? Политическая воля законодателя и осознание им того, что в таком законе действительно созрела насущная необходимость, даже когда "народ безмолвствует". Ведь чаще его молчание - признак оцепенения, а не согласия. Всем понятно, что в стране должна быть утверждена законность. И начинать надо не с окраин, а с коренного града России, как назвал Москву поэт П. А. Катенин еще в 1840 году. Кому же, как ни Москве быть примером и образцом?
Далее
http://www.zlev.ru/19_10.htm