Северный Кавказ и все, что с ним связано
385,422 1,348
 

  ахмадинежад ( Слушатель )
14 июл 2011 14:37:20

Тред №334548

новая дискуссия Дискуссия  131

Сегодня правительство России должно признать, что несмотря на все утверждения о наведении порядка и стабилизации обстановки на Северном Кавказе проблема не только не решена, а напротив эскалация военного противостояния только нарастает. Если в конце 90-х годов прошлого столетия и первые годы нового, речь о боевых действиях в кавказском регионе исключительно шла о Чечне, то сегодня не менее беспокойная и напряженная обстановка и в других республиках – Дагестане, Ингушетии, Южной Осетии. Если сегодня на карте мира образно изобразить Северный Кавказа, то лучшим символом будет пороховая бочка с медленно горящим фитилем. Можно с уверенностью сказать, что до стабилизации обстановки в регионе еще очень далеко и подтверждение этому последние события в Дагестане.

Вылазки экстремистов в этой республике, еще не так давно представлявшие собой диверсии и постоянные нападения на силовиков, перевоплотился в широкомасштабные боевые действия, которые проводятся под религиозными знаменами и соответствующими призывами. На севере Дагестана с 21 по 23 июня силы спецподразделений МВД и ФСБ совместно с подразделениями Минобороны России при поддержке танков и вертолетов так и не сумели совладать с группой боевиков, которая окопалась в равнинных селениях Кизлярского района.

Еще в начале прошлой недели в Дагестане произошли два боестолкновения, в которых силовикам противоборствовали бандгруппы численностью не менее 30 человек. А уже 23 июня большую группировку блокировали у селения Кузнецовка Кизлярского района. К указанному месту из районных отделов Кизлярского, Бабаюртовского, Ногайского и Тарумовского районов, также из соседней Чечни были стянуты сотрудники особых огневых групп, вертолеты Ми-24 «Крокодил», танки Т-90. В их поддержке нуждались сотрудники Центра особого предназначения УФСБ и ВВ МВД РФ, которые безрезультатно атаковали позиции боевиков. Селение оказалось превращено в настоящий неприступный форт с подземными переходами, окопами, пристрелянными зонами.

Приданные силы - примерно 3 тысячи человек - громили зону боев 2 дня. Боевиков штурмовали с воздуха (больше полусотни боевых вылетов в день) и тяжеленной техникой. С наступлением ночи операция прекращалась и именно этим воспользовались боевики, которые под покровом уже третей ночи противостоянии смогли прорвать кольцо окружение и скрыться в лесу. Самое удивительное, что на протяжении всего времени в темное время суток наблюдение за позициями боевиков велось при помощи тепловизоров, но в указанную ночь они по необъяснимой причине не сработали.

Поиск беглецов организованный с рассветом положительного результата не принес. Во время обстрела укреплений было уничтожено 5 экстремистов, но во время обследования территории было обнаружено только два тела. Потери правительственных войск были более значительными – семь военнослужащих были убиты и еще 16 получили ранения различной тяжести.

По предварительным данным, силовикам противоборствовала группа, состоящая из 20-30 экстремистов во главе с главой кизлярской диверсионной бандгруппы Ахмедом Идрисовым, который в 2009 году смог объединить под своим командованием представителей из различных регионов Дагестана.

Обстановка в регионе накаляется уже на протяжении двух лет. Лишь в июне 2011 года тут были задержаны более 40 подозреваемых участников, а так же пособников экстремистов. На территории Дагестана, а вернее, в Кизлярском и Тарумовском районах основное население составляют терские казаки, и эскалация напряженности в указанной зоне приведет к значительному оттоку из республики оставшихся приблизительно 80-90 тысяч россиян.

Абсолютно очевидно, что напряженность в республике нарастает. В подполье находятся более тысячи боевиков активно участвующих в нападениях на гражданские объекты и представителей силовых структур, несколько тысяч затаившихся, 10-ки тысяч пособников и выражающих сочувствие. И непонятно, как Кремль собирается обеспечивать, сохранность населения региона и государства, учитывая ту слабость, которая была продемонстрирована во время трех дневного противостояния с малочисленной группой боевиков. Как могло случиться, что на территории равнинных селений севера республики смогли обустроиться боевики и преподнесли урок избранным подразделениям антитеррора? В преддверии олимпиады в Сочи подобная ситуация не может не настораживать.

Не менее опасная ситуация сложилась в Ингушетии. Несмотря на то что уже почти год, как обстановка в республике стабилизировалась. Сегодня руководство Ингушетии и все силовики не исключают возможности активизации боевиков в ближайшее время. Ведь самый сильный удар за все время эскалации военного противоборства по боевикам был нанесен именно здесь — в конце марта 2010 года в результате точечного удара силами авиации по селению Верхний Алкун были уничтожены сразу 25 боевиков. В Назрани — самом большом городе Ингушетии — на федеральной дороге стоят блокпосты. В самом центре Назрани, расположено яркое напоминание о боевиках - помещение ГУВД, обгоревшее, с огромными дырами в окнах. Напомним, что осенью 2009-го к зданию ГУВД подъехала “Газель”, начиненная смертельным грузом - 80 килограммами тротила. Это был адский привет от организовавшего данный теракт, а теперь покойного Саида Бурятского.

Сегодня боевики в Ингушетии сменили тактику. Раньше их достаточно легко можно было вычислить по бороде и чрезмерной религиозности. Теперь, как утверждают сотрудники правоохранительных органов, все иначе. Чтобы не привлекать к себе особого внимания, они стали маскироваться под обычных людей. Очевидно, поэтому известному террористу, который ранее занимал место “амира” ингушского джамаата Магасу, более известного как Али Тазиев, удавалось на протяжении двух лет спокойно жить на территории республики, снимать квартиру, а позже частный дом, ездить по фиктивному паспорту на имя гр. Горбакова в Кисловодск и при этом активно вести террористическую деятельность.

Для характеристики положения в регионе Северного Кавказа, особенно в Дагестане, особо важно отметить, что опасность исходит не только от того, что несколько сотен людей начали вооруженную борьбу, осуществляют нападения на представителей государственной власти, террористические акты направленные против мирного населения. Основная опасность заключается в том, что их поддерживает значительная часть местного населения. Без перелома в подобных настроениях попытки полностью уничтожить исламистов-экстремистов будут тщетными.

Необходимо всем, кто борется за стабилизацию обстановки на Северном Кавказе, понять, что борьба будет долгой и далеко не ограничится физическим устранением главарей бандитских формирований. Продолжение силового подавления боевиков нужно совместить и с другими мерами, одна из которых это социально-экономическое развитие слабых в этом отношении республик региона. Даже начальный этап строительства производственной инфраструктуры создает благоприятную обстановку, использовать которую необходимо максимально. Речь идет о прибытии на Северный Кавказ профессиональных, высококвалифицированных специалистов из прочих регионов России, их совместной работе с местными представителями молодежи, которую необходимо специально привлекать на работы по сооружению этих объектов, о масштабной подготовке местных специалистов для последующей работы на построенных предприятиях.

Наряду со строительством огромных производственных объектов следует возрастающее внимание уделить поддержке неистощимого "кавказского духа предприимчивости": формированию сети малых предприятий, сельских кооперативов, туристических сервисов и т.д.

Одной из мер стабилизации политической и социальной обстановки на Северном Кавказе может стать поощрение миграции местных жителей в другие регионы Российской Федерации. Конечно, в ограниченных и организованных масштабах это вполне может принести положительный итог. Но, в тоже время существует реальная опасность обострения политической обстановки в тех регионах, куда будут устремляться мигранты.

Борьба за Северный Кавказ приводит к жертвам среди россиян от террористических актов, которые осуществляются в Москве и других российских городах. Это тяжелейшая и непомерная цена, но ее приходится платить до того времени, пока не удастся крайне радикально изменить обстановку в регионе Северного Кавказа. Альтернативы нет. Северный Кавказ был и останется неделимой частью Российской Федерации.

http://www.topwar.ru…-ogne.html
  • +0.20 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Сухов ( Слушатель )
20 окт 2011 12:08:25


перенесено с моего во внутренних.

Чисто исторические исследования.Никакой политики.

Некоторые вопросы становления этнопсихологии горских народов
(на примере горцев Кавказа.)

Цитата:
http://www.alldocs.r…?from=3791
Религиозное разнообразие (16)

В литературе не прекращается дискуссия о том, связан ли террор с религией и можно ли говорить о какой либо религиозной окраске террора. На наш взгляд, террор самым тесным образом связан с определенными религиями. В основе террора всегда лежит идея, а религия - это прежде всего идея. Террор на Кавказе на всем протяжении рассматриваемого период носил ярко выраженный религиозный характер.

На момент появления России на Кавказе здесь можно было встретить представителей едва ли не всех мировых религий, сект, язычников и других. У ряда горских народов был развит тотемизм. К примеру, карачаевцы и черкесы поклонялись животным, птицам и даже растениям. (17) Некоторые горские этносы исповедовали фетишизм, поклонялись горам, "им приносились жертвы, особенно во время похорон. У ингушей были небольшие серебряные идолы абстрактной формы, называемые "цув"...к которым они обращались с молитвами о дожде, плодородии и других милостей" (1. У ряда вольных обществ было развито язычество, люди поклонялись "целому пантеону различных богов... Наиболее популярным божеством в вайнахском пантеоне были бог охоты одноглазый Елта, бог мертвых Этер, бог огня Села (19).

Первой мировой конфессией на Кавказе было христианство (20). Как утверждает А. Берже, задолго до появления на Кавказе русских с их христианской религией отдельные вольные общества Большой и Малой Чечни исповедовали христианство (21). Подтверждением этого были многочисленные остатки христианских храмов в горах. "У Галгаевцев, близ аула Хейры, известна старинная церковь, называемая Каба-Ерды и основанная, по мнению некоторых, во времена царицы Тамары или Русуданы" (22).

Исследователи почему то не задаются вопросом, почему при таком исповедальном многообразии террор на Кавказе приобрел в значительной мере исламскую окраску? Почему же на Кавказе оказался востребован ислам?

Дореволюционные исследователи отмечали, что ислам более подходил к образу жизни горских народов. Христианство проповедовало такие нормы морали и нравственности (не убий, не укради, не пожелай жену...), которые не соответствовали образу жизни горцев, и даже более того - могли привести к уничтожению целых этносов. Многие горцы, выживавшие исключительно за счет "набегового производства", не могли выжить без криминальных источников доходов. В христианских общинах горцы, жившие за счет набегового производства, до шестидесятилетнего возраста не входили в церковь, "опасаясь осквернить ее своим присутствием, так как все они живут грабежом. Перейдя эти лета, они перестают воровать и грабить, и присутствуют тогда при богослужении, которое в молодости слушали не иначе, как сидя на коне перед дверями церковными" (23). По словам Р.А. Фадеева: "горцы потому и поддались исламизму, что он оправдывал их свирепый характер, придавал ему законное освящение. Шариат проповедовал им личную месть дома, войну за веру на соседей, потакал страстям, не тревожил спокойствия совести никаким идеалом, ласкал надеждою соблазнительного рая, и все это за соблюдение нескольких ничтожных обрядов" (24).

Какими были вероисповедальные характеристики населения Кавказа? На этот вопрос нельзя ответить однозначно: данные характеристики претерпели резкое изменение буквально на протяжении 100-150 лет. В целом же они выглядели следующим образом.

а) на начальном этапе проникновения России на Кавказ: средина ХУШ - средина ХIХ веков, население исповедовало: язычество (основная часть); ислам (западные и восточные регионы Кавказа); армяно-григорианскую веру; христианство (греческого обряда), христианство (православного обряда); исламские секты;

б) на втором этапе, после присоединения России к Кавказу. Остатки язычества; ислам шиитского исповедания; ислам суннитского исповедания; христианство римско-католического обряда; православное христианство; армяно-католическое вероисповедание; армяно-григорианское исповедание; протестантское вероисповедание; евангелическо-лютеранское исповедание; Евангелическо-Аугсубргское исповедание; Евангелическо-реформаторские общества; ламайская религия и др (25).

Как видно из приведенного перечня, в целом рассматриваемый период в религиозном плане Кавказ представлял собой как бы лоскутную территорию. На относительно небольшой территории действовали едва ли не все основные религии мира. Именно это нередко создавало предпосылки для возникновения конфликтов именно на вероисповедальной почве.

Мусульманское духовенство

Немаловажную роль в жизни горцев, в том числе в развитии мятежнического и организационно - движения, играло мусульманское духовенство - муллы, кадии, будуны, муталибы (26). С учетом того, что современный международный терроризм во многом имеет исламскую окраску, вопрос о роли ислама в развитии терроризма в России заслуживает особого внимания. Исследователи стремятся обходить этот вопрос стороной. Например, М. Кандур, говоря о "мюридистских войнах", не связывает их с исламом (27). Более откровенно, хотя и сдержанно о роли ислама говорит М. Гаммер. Он обосновывает право мусульман на джихад ссылкой на шариат (2. Но, пожалуй, наиболее полно и конкретно роль ислама в развитии терроризма на Кавказе рассмотрели Н.Д. Литвинов и Ш.М. Нурадинов (29). Не говоря о роли ислама в развитии террора, остановимся лишь на роли такой социальной группы, как мусульманские священнослужители, муллы, кадии, муталибы, будуны (30). Естественно, речь прежде всего необходимо вести о муллах. В многочисленной кавказоведческой литературе не ставится вопрос - почему муллы активно поддерживали мятежническое движение? Но наш взгляд, объяснить это можно следующим образом.

1) в силу слабости либо отсутствия каких либо органов управления на территории вольных союзов, муллы в аулах выполняли большой комплекс административных, судебных, медицинских и иных функций (31). Тем самым они обладали разносторонним влиянием на значительную часть горского населения, которое они могли использовать для предупреждения либо развития террора. И здесь много зависело от этнической принадлежности мулл и, соответственно, от их политической ориентации. Основная часть мусульманских священнослужителей направлялась на Кавказ из Турции, чьи интересы они потом и защищали. Из числа "местных кадров" в муллы нередко шли лица с криминальным прошлым, принимавшие участие в "набеговом производстве";

2) уровень дохода мулл во многом был связан с криминальной деятельностью горцев. Муллы получали определенный процент (закят) от награбленного. Кроме того, многие муллы были включены в систему международной работорговли горянками и русскими девушками, захваченными при криминальных набегах. Это повышало уровень их заинтересованности в развитии мятежнического движения";

3) одним из источников дохода мулл было выполнение судебных функций по шариату. Стремление русских вводить в действие правила уголовного судопроизводства империи ослабляло роль, авторитет и уровень дохода мулл и толкало их на участие в мятежнической деятельности (32);

4) правовое положение мусульманских священнослужителей существенно отличалось от правового положения местной дворянской элиты. В первую очередь они не несли никакой ответственности перед местным населением. Они не были никому подвластны, не платили налогов. Как говорилось в горских адатах: "все лица духовного сословия пользуются совершенною свободою. Никто из них не обязан никому данью" (33).

Таким образом, сам механизм формирования института мусульманских священнослужителей, их роль и место в горской элите и среди местного населения объективно вовлекали их в мятежническую и организационно - террористическую деятельность.
  • +0.00 / 0
  • АУ