Цитата: ахмадинежад от 14.07.2011 14:37:20
Вылазки экстремистов в этой республике, еще не так давно представлявшие собой диверсии и постоянные нападения на силовиков, перевоплотился в широкомасштабные боевые действия, которые проводятся под религиозными знаменами и соответствующими призывами. На севере Дагестана с 21 по 23 июня силы спецподразделений МВД и ФСБ совместно с подразделениями Минобороны России при поддержке танков и вертолетов так и не сумели совладать с группой боевиков, которая окопалась в равнинных селениях Кизлярского района.
Борьба за Северный Кавказ приводит к жертвам среди россиян от террористических актов, которые осуществляются в Москве и других российских городах. Это тяжелейшая и непомерная цена, но ее приходится платить до того времени, пока не удастся крайне радикально изменить обстановку в регионе Северного Кавказа. Альтернативы нет. Северный Кавказ был и останется неделимой частью Российской Федерации.
http://www.topwar.ru…-ogne.html
перенесено с моего во внутренних.Чисто исторические исследования.Никакой политики.
Некоторые вопросы становления этнопсихологии горских народов
(на примере горцев Кавказа.)
Цитата:
http://www.alldocs.r…?from=3791Религиозное разнообразие (16)
В литературе не прекращается дискуссия о том, связан ли террор с религией и можно ли говорить о какой либо религиозной окраске террора. На наш взгляд, террор самым тесным образом связан с определенными религиями. В основе террора всегда лежит идея, а религия - это прежде всего идея. Террор на Кавказе на всем протяжении рассматриваемого период носил ярко выраженный религиозный характер.
На момент появления России на Кавказе здесь можно было встретить представителей едва ли не всех мировых религий, сект, язычников и других. У ряда горских народов был развит тотемизм. К примеру, карачаевцы и черкесы поклонялись животным, птицам и даже растениям. (17) Некоторые горские этносы исповедовали фетишизм, поклонялись горам, "им приносились жертвы, особенно во время похорон. У ингушей были небольшие серебряные идолы абстрактной формы, называемые "цув"...к которым они обращались с молитвами о дожде, плодородии и других милостей" (1. У ряда вольных обществ было развито язычество, люди поклонялись "целому пантеону различных богов... Наиболее популярным божеством в вайнахском пантеоне были бог охоты одноглазый Елта, бог мертвых Этер, бог огня Села (19).
Первой мировой конфессией на Кавказе было христианство (20). Как утверждает А. Берже, задолго до появления на Кавказе русских с их христианской религией отдельные вольные общества Большой и Малой Чечни исповедовали христианство (21). Подтверждением этого были многочисленные остатки христианских храмов в горах. "У Галгаевцев, близ аула Хейры, известна старинная церковь, называемая Каба-Ерды и основанная, по мнению некоторых, во времена царицы Тамары или Русуданы" (22).
Исследователи почему то не задаются вопросом, почему при таком исповедальном многообразии террор на Кавказе приобрел в значительной мере исламскую окраску? Почему же на Кавказе оказался востребован ислам?
Дореволюционные исследователи отмечали, что ислам более подходил к образу жизни горских народов. Христианство проповедовало такие нормы морали и нравственности (не убий, не укради, не пожелай жену...), которые не соответствовали образу жизни горцев, и даже более того - могли привести к уничтожению целых этносов. Многие горцы, выживавшие исключительно за счет "набегового производства", не могли выжить без криминальных источников доходов. В христианских общинах горцы, жившие за счет набегового производства, до шестидесятилетнего возраста не входили в церковь, "опасаясь осквернить ее своим присутствием, так как все они живут грабежом. Перейдя эти лета, они перестают воровать и грабить, и присутствуют тогда при богослужении, которое в молодости слушали не иначе, как сидя на коне перед дверями церковными" (23). По словам Р.А. Фадеева: "горцы потому и поддались исламизму, что он оправдывал их свирепый характер, придавал ему законное освящение. Шариат проповедовал им личную месть дома, войну за веру на соседей, потакал страстям, не тревожил спокойствия совести никаким идеалом, ласкал надеждою соблазнительного рая, и все это за соблюдение нескольких ничтожных обрядов" (24).
Какими были вероисповедальные характеристики населения Кавказа? На этот вопрос нельзя ответить однозначно: данные характеристики претерпели резкое изменение буквально на протяжении 100-150 лет. В целом же они выглядели следующим образом.
а) на начальном этапе проникновения России на Кавказ: средина ХУШ - средина ХIХ веков, население исповедовало: язычество (основная часть); ислам (западные и восточные регионы Кавказа); армяно-григорианскую веру; христианство (греческого обряда), христианство (православного обряда); исламские секты;
б) на втором этапе, после присоединения России к Кавказу. Остатки язычества; ислам шиитского исповедания; ислам суннитского исповедания; христианство римско-католического обряда; православное христианство; армяно-католическое вероисповедание; армяно-григорианское исповедание; протестантское вероисповедание; евангелическо-лютеранское исповедание; Евангелическо-Аугсубргское исповедание; Евангелическо-реформаторские общества; ламайская религия и др (25).
Как видно из приведенного перечня, в целом рассматриваемый период в религиозном плане Кавказ представлял собой как бы лоскутную территорию. На относительно небольшой территории действовали едва ли не все основные религии мира. Именно это нередко создавало предпосылки для возникновения конфликтов именно на вероисповедальной почве.
Мусульманское духовенство
Немаловажную роль в жизни горцев, в том числе в развитии мятежнического и организационно - движения, играло мусульманское духовенство - муллы, кадии, будуны, муталибы (26). С учетом того, что современный международный терроризм во многом имеет исламскую окраску, вопрос о роли ислама в развитии терроризма в России заслуживает особого внимания. Исследователи стремятся обходить этот вопрос стороной. Например, М. Кандур, говоря о "мюридистских войнах", не связывает их с исламом (27). Более откровенно, хотя и сдержанно о роли ислама говорит М. Гаммер. Он обосновывает право мусульман на джихад ссылкой на шариат (2. Но, пожалуй, наиболее полно и конкретно роль ислама в развитии терроризма на Кавказе рассмотрели Н.Д. Литвинов и Ш.М. Нурадинов (29). Не говоря о роли ислама в развитии террора, остановимся лишь на роли такой социальной группы, как мусульманские священнослужители, муллы, кадии, муталибы, будуны (30). Естественно, речь прежде всего необходимо вести о муллах. В многочисленной кавказоведческой литературе не ставится вопрос - почему муллы активно поддерживали мятежническое движение? Но наш взгляд, объяснить это можно следующим образом.
1) в силу слабости либо отсутствия каких либо органов управления на территории вольных союзов, муллы в аулах выполняли большой комплекс административных, судебных, медицинских и иных функций (31). Тем самым они обладали разносторонним влиянием на значительную часть горского населения, которое они могли использовать для предупреждения либо развития террора. И здесь много зависело от этнической принадлежности мулл и, соответственно, от их политической ориентации. Основная часть мусульманских священнослужителей направлялась на Кавказ из Турции, чьи интересы они потом и защищали. Из числа "местных кадров" в муллы нередко шли лица с криминальным прошлым, принимавшие участие в "набеговом производстве";
2) уровень дохода мулл во многом был связан с криминальной деятельностью горцев. Муллы получали определенный процент (закят) от награбленного. Кроме того, многие муллы были включены в систему международной работорговли горянками и русскими девушками, захваченными при криминальных набегах. Это повышало уровень их заинтересованности в развитии мятежнического движения";
3) одним из источников дохода мулл было выполнение судебных функций по шариату. Стремление русских вводить в действие правила уголовного судопроизводства империи ослабляло роль, авторитет и уровень дохода мулл и толкало их на участие в мятежнической деятельности (32);
4) правовое положение мусульманских священнослужителей существенно отличалось от правового положения местной дворянской элиты. В первую очередь они не несли никакой ответственности перед местным населением. Они не были никому подвластны, не платили налогов. Как говорилось в горских адатах: "все лица духовного сословия пользуются совершенною свободою. Никто из них не обязан никому данью" (33).
Таким образом, сам механизм формирования института мусульманских священнослужителей, их роль и место в горской элите и среди местного населения объективно вовлекали их в мятежническую и организационно - террористическую деятельность.