Цитата: НАлЕ от 22.07.2011 14:31:11
А как это звучит в попугаях по деньгам соизмеряется? Ярд зелени на один пуск Шаттла озвучивали. Что стоит четыре пуска Дельты и так далее (Атласы, Титаны ...)?
Я о тех временах, когда шаттл еще работал как коммерческая система
В 1978 стоимость фрахта полного грузового отсека шаттла для заказчика была объявлена в 19 млн $. Всего-то. (Называют и другие суммы, например, 24.8 млн. Зависит от того, для какого заказчика и в ценах какого года. Одно дело цены-1975, а другое -- 1981. Кроме того, в расчет могла включаться стоимость разгонных блоков, а могла и нет.)
На тот момент Delta стоила 19.9 млн $, а Atlas -- 25.9 млн $ при величине полезного груза 2400 и 4400 фунтов соответственно.
В 1982 стоимость фрахта шаттла подняли до 35 млн $ на период до 1985 г. включительно. Кто не успел, тот опоздал.
В 1983 был новый подъем до 71 млн $ для пусков в 1986-1988 гг. (которых, правда, уже не случилось).
31 июля 1984 г. администратор NASA Джеймс Беггс заявил на слушаниях в подкомитете Палаты представителей, что каждый полет шаттла обходится в 150-200 млн $, а приносит максимум 71 млн $. Однако, сказал он, сокращение расходов с ростом числа полетов до 24 в год (себестоимость безусловно будет ниже 100 млн $) и повышение стоимости фрахта на 25-30% позволят выйти на окупаемость к концу десятилетия. Так что эта иллюзия существовала довольно долго.
И еще: в 1985 одна Ariane 4, выводящая два спутника на ГПО, покупалась за 60 млн $. Так что при заказе пуска вскладчину шаттл все еще оказывался выгоднее (но при этом, как мы видим, дотировался правительством США).