Тред №337572
новая дискуссия
Дискуссия
91
Во время одного из "раундов переговоров" на Новой Парадигме была предпринята попытка привлечь термодинамику. В результате придумалось некое определение, с претензией даже на постулат (ибо иначе совершенно не от чего плясать):
- живая система – открытая система, энтропия которой стремится к 0.
Если предположить далее, что уменьшение энтропии и, следовательно, увеличение упорядоченности есть увеличение кол-ва связанных между собой элементов, то можно выделить как бы два типа возможных связей: экстенсивные – за счёт вовлечения в систему новых элементов и интенсивные – за счёт увеличения кол-ва связей между элементами.
Можно заметить, что в эволюции живых организмов (именно на организменном, физическом уровне) прослеживаеся тенденция к усложнению: от организмов, которые могут восстанавливаться, будучи разрезанные на части, через организмы, которые могут функционировать, без какой-либо части тела (напр. муравьи без брюшка) к организмам, повреждение у которых приводит к летальному исходу.
В первую очередь такая связность частей обеспечена развитием кровеносной и нервной систем.
Можно пойти дальше и попытаться предположить, что рассудочная деятельность тоже является как бы следующим уровнем развития живых систем.
Если говорить об информации, то, наверное, нужно разделить это понятие на два: информационный сигнал – химическое, механическое или любое другое воздействие, которое могут зафиксировать органы чувств.
И саму информацию, которую можно представить как некие элементы окружающей среды, и которые живая система может поглощать, образуя с ними экстенсивные и интенсивные связи.
У человека элементарным таким элементом, преобразуемым мыслительной способностью из информационного сигнала, является слово (ведь всё, что мы ощущаем, знаем и т. д., мы можем представить в виде, грубо говоря, какого-то текста).
На первом этапе процесса познания действительности происходит образование экстенсивных связей с такими элементами: - это дерево, - это вода, - это огонь.
Библейский сюжет о том, как Бог приводил к Адаму живность, а тот давал ей имена, может быть хорошей иллюстрацией к первому этапу познания.
Т. е. информация появляется, когда из какой-то массы обособляется кусочек, до этого бывший неотличимой частицей исходной массы.
Образуется массив поименованных данных.
Когда образуются связи - дерево не тонет, - дерево горит, - вода гасит огонь, это можно представить как образование интенсивной связи между элементами в живой системе.
Можно предположить, что второй этап познания – образование структурированного массива поименованных данных(элементов).
Лаконичный и доходчивый пример структурированного массива является таблица Менделеева (или система Линнея).
Подобные закономерности можно усмотреть и в обществе, представив его следующим этапом развития живых систем.