Как жить без атомной энергии?Прекращение или значительное сокращение в Великобритании использования ядерной энергии к 2050 году может привести к росту стоимости вырабатываемой электроэнергии с 122 до 195 долл. США за МВт (без учета инфляции). Прямое сравнение затрат по разным вариантам производства электроэнергии дает противоречивые результаты, к тому же для каждой страны требуется особый подход (в частности, следует учитывать размер платы за выбросы углекислого газа в атмосферу), хотя обычно все относительные различия для всех стран одни и те же. Недавно проведенное в Великобритании изучение нормированной стоимости электроэнергии (общая величина капитальных затрат плюс общая величина операционных расходов в течение всего срока эксплуатации (включая фонд утилизации отходов и вывода объектов из эксплуатации), разделенная на совокупный объем электроэнергии, произведенной в течение срока эксплуатации актива, в терминах приведенной стоимости) показывает, что стоимость электроэнергии, произведенной на АЭС, варьируется от 55 до 110 ф. стерлингов/МВт (90 и 179 долл. США соответственно) по сравнению со 130–200 ф. стерлингов/МВт (212 и 326 долл. США соответственно) электроэнергии, произведенной ветроэлектростанцией. (Диапазон значений зависит от степени снижения стоимости каждой технологии с течением времени.)
Более того, приведенные выше цифры не дают четкого представления о реальной стоимости электроэнергии. Они лишь отражают цены на выходе со станции и не учитывают ни дополнительных расходов по содержанию сети и распределению электроэнергии, ни необходимости наличия вращающегося резерва в системе.
КПМГ и PBPower провели независимое исследование, цель которого заключалась в изучении влияния указанных факторов на стоимость электроэнергии в Великобритании в соответствии со сценариями, разработанными Министерством энергетики и контроля за изменением климата на период до 2050 года.· В сценарии, где рынок не требует производства экологичной (с низкими выбросами углекислого газа) электроэнергии (генерируемой газовыми или угольными электростанциями), ее стоимость составит приблизительно 70 ф. стерлингов/МВт (114 долл. США). Однако совершенно очевидно, что это не способствует решению вопроса снижения выбросов углекислого газа.
· Сценарий, предусматривающий высокую долю ядерной энергии (примерно 70%) и использование угольных и газовых электростанций (т.е. применение технологий улавливания и хранения выбросов углекислого газа), увеличивает стоимость электроэнергии до 75 ф. стерлингов/МВт (122 долл. США).
· Согласно третьему сценарию, доля ядерной энергии снижается до 32%, а разница компенсируется альтернативными видами экологичной электроэнергии, из которых 22% приходится на энергию ветра – но при этом стоимость электроэнергии уже повышается до 100 ф. стерлингов/МВт (163 долл. США).
· Более того, если технологи улавливания и хранения выбросов углекислого газа окажутся неэффективными и их придется заменить альтернативными источниками, в основном энергией ветра (40%), это увеличит стоимость электроэнергии до 110 ф. стерлингов/МВт (179 долл. США).
· И, наконец, последний сценарий, при котором технологии улавливания и хранения углекислого газа рассматриваются в качестве реальной и действенной альтернативы и используются для снижения доли ядерной энергии до нуля (на долю энергии ветра по-прежнему приходится 40%). При таком сценарии стоимость электроэнергии возрастает до 120 ф. стерлингов/МВт (195 долл. США).
«Учитывая, что ядерная энергия – это один из самых дешевых источников бесперебойного производства экологичной электроэнергии с обеспечением базовой нагрузки мощностей, ответственные правительства должны рассматривать ее в составе всего комплекса источников производства электроэнергии, поскольку в противном случае они рискуют поставить под угрозу относительное экономичное благополучие своих стран. Для достижения этой цели необходимо тщательно продумать, без эмоций и критически, то, как именно они собираются обеспечить финансирование строительства и новых ядерных объектов путем выстраивания систем государственного регулирования и финансовой поддержки», – сказал Дэвид Симпсон, руководитель Группы КПМГ по оказанию консультационных услуг предприятиям ядерной энергетики.