День/вечер добрый.
Ну вот, стоило в пятницу вечером заняться делами домашними и не касаться компьютера, как оказалось, что меня попросили самого ответить на вопросы заданные мной болику. (Хорошо, что знакомые за веткой таки следят и мне сообщили)
Ну да к станку...
Структурированная система человеческого общества появилась еще тогда, когда мы, люди, еще ничем особо не отличались от родственных нам приматов. Ибо наша общественная структура - это структура стада приматов. Как было бы неприятно нам такое осознавать.
Но, мы, таки, хомосапиенсы
и постепенно собирательство было заменено на более эффективные способы добывания основного ресурса - еды: охоту (из которой развилось) скотоводство и земледелие.
Причем, важно отметить, что эти способы нельзя противопоставлять друг другу, - все дело в пропорциях. Где-то основой жизнедеятельности была охота и выросшее из нее кочевое, а затем и оседлое) скотоводство, а земледелие долго оставалось вспомогательным ресурсом, а где-то наоборот. Где-то примерно поровну, а где-то вообще племена так и продолжали заниматься охотой (но не скотоводством) и собирательством и занимаются этим до сих пор. Здесь появляется интересная особенность: охота/скотоводство требовало от членов племени высокую дисциплинированность, активность и храбрость так как племя охотников/скотоводов-кочевников регулярно сталкивается с непредвиденными ситуациями. Такая структура племени имела четкую иерархию с единоличным лидером/военачальником во главе, ибо прямо копировала воинскую структуру, в которой единоначалие рационально. А земледелие, требовавшее не столько дисциплину, сколько упорядоченность и регулярность действий, имело структуру на вершине которой находились жрецы, которые в силу накопленных знаний, могли четко определять что, где и когда делать.
Если мы посмотрим где находились наиболее развитые цивилизации древности, то увидим, что они были в тропическом и субтропическом поясах. Причем еще и в тех местах, где крупные реки регулярно приносили ил во время разливов. А это Египет, с его Нилом, это Китай с его Ян-Цзы и Хуанхэ, это междуречье Тигра и Ефрата, Это долина Ганга и Инда. Продукты земледелия легко сохранялись, а значит общества были стабильны, а власть находящаяся у жрецов требовала создания такой социальной организации, при которой бы им не угрожали социальные волнения при неурожаях. И поэтому там и появилось чрезвычайно жесткое деление социума на слои. Эти слои были "обозваны" "варнами" (в разных местах эти слои обзывались по-разному, но суть - жёсткое деление - сохранялась) и искусственно лишены вертикальных связей. Над самими собою жрецы воздвигли структуру супердоминантов - богов, привязали к богам мифы, в результате чего появились религии.
С одной стороны - здорово. Каждый член общества с рождения знает свое место в нем и не претендует на более высокую иерархию. Наиболее многочисленный слой, низведенный до рабского положения, не бунтует, так как находится под гнетом традиционных представлений об общественном порядке. Накопленного общественного продукта хватает на создание грандиозных культовых сооружений. Торговцы и ремесленники, находящиеся по статусу чуть выше крестьян, обеспечивают общество своими изделиями. Воины/полицейские собирают налоги, ходят на ближайшие территории за рабами. Жрецы управляют обществом и определяют его распорядок. У жрецов есть возможность заниматься наблюдениями за природными явлениями, систематизировать их и изучать. Одна беда - это общество ПАССИВНО. Оно неспособно себя полноценно защищать от внешних врагов. В принципе неспособно.
Так что все эти "науки" про варны - это искусственная попытка жрецов оправдать чрезвычайно жесткие социальные конструкции в обществах, находящихся в специфических регионах планеты и могущих находиться именно там и только там. Везде, где климатические условия не позволяли вести размеренный порядок земледелия, где перед его членами регулярно возникали непредвиденные трудности - общества со столь жестким делением не сохранялись.
Но и "племя - войско" - так же не самый рациональный тип социального устройства. Поэтому наиболее эффективными стали те общества, в которых соединились черты и того и другого. И это правильно - ибо "на полюсах холодно"