Уже 7 лет подряд сырьевые товары, включая цветные металлы, продолжают дорожать. Основными стимулами роста цен эксперты называют высокий спрос со стороны Китая и других развивающихся стран на фоне проблем с поставками металлов. При чем сбои случаются даже при прогнозируемом избытке предложения, как это наблюдалось с алюминием и цинком в феврале.
Возможность дальнейшей нестабильности с поставками металлов на рынок сохраняется. Перебои могут быть вызваны не только снижением объемов добычи и производства металлов из-за плохих погодных условий и энергокризисов, но и быстрорастущими затратами производителей на основные энергоносители – нефть, уголь и т.д. Главным фактором, определяющим динамику цен на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) в марте, стала американская экономика. Любые статданные по рынку США и прогнозы тут же отражались на мировом рынке металлов.
Кроме того, любые колебания курса доллара по отношению к другим валютам моментально оказывали влияние на формирование цен на сырье. Странно, но реакция рынка на укрепление и ослабление валюты США в последние недели была крайне однообразной – цветные металлы дорожали при любом движении доллара. "Зеленый" падает – металлы дорожают под предлогом инфляции, доллар растет – металлы повышаются в цене в ожидании оздоровления американской экономики и восстановления спроса на сырье. Но точно известно, что всякий виток ослабления доллара вызывал приток инвестсредств на рынок сырья, фонды ускоренными темпами выводили деньги из фондового и валютного рынков.
Переток капитала в сырье из-за слабеющего доллара - дело достаточно рискованное. Международный валютный фонд предупреждает, что замедление экономического роста в мире однозначно приведет к снижению спроса на сырьевые товары. Тогда фонды будут торговать друг с другом? По данным МВФ, в мире сейчас 361 фонд с солидной суммой в $98 млрд., вкладывающий средства в сырье. Barclays Capital прогнозирует, что инвестиционные вливания в товарные сектора рынка превысят в текущем году $200 млрд. Показатель за прошлый год составил $178 млрд.
Еще один мартовский парадокс: инвесторы сконцентрировались на закупках металлов, чтобы избежать последствий инфляции, хотя рост вложений в сектор эту инфляцию и провоцирует. Нынешнее ралли на рынке сырья не отражает прогнозов относительно соотношения поставок и спроса. По информации биржевых трейдеров, реальный физический рынок остается вялым и премии по основным металлам сохраняются на стабильном уровне. Растущие цены не имеют никакого отношения к промпотреблению, они отражают только приток инвестиционных денег, страхующихся от инфляции.
С начала месяца авторитетные аналитические структуры предупреждали спекулянтов о возникающем противоречии между галопирующим ростом цен на металлы и замедлением мировой экономики. По мнению HSBC Securities, нет никакой уверенности в дальнейшем подорожании сырья. Длительная волатильность на фондовом рынке может серьезно сказаться на жизнеспособности финансовых учреждений, что негативно повлияет на темпы роста мировой экономики. Банки рекомендуют своим клиентам выводить средства с рынков металлов до окончательной стабилизации ситуации, драгоценные и цветные металлы могут оказаться ненадежной страховкой от инфляции.
MF Global обращает внимание участников рынка на действия ФРС США, которая разрабатывает систему мер по выходу из кризиса. Если падение доллара будет остановлено, цены на металлы станут более устойчивыми и "спекулятивный пузырь лопнет". Citigroup заявляет, что рекордные цены на металлы пойдут на убыль из-за замедления темпов роста мировой экономики и спекулянты потеряют интерес к этому виду сырья, спровоцировав распродажу и резкий спад цен.
Это предупреждения и прогнозы, с начала марта никто на рынке внимания на них не обращал. В течение месяца были установлены рекордные цены на медь и олово. Рост цен на красный металл на фоне сокращения объемов строительства в США и прогноза снижения потребления меди, лишний раз подтвердил факт, что медь стала удобным инструментом защиты денег инвесторов. Олово же превысило уровень $20700/т, несмотря на информацию о возобновлении поставок металла с рафинировочного завода PT Koba Tin. Трейдеры тут же заговорили о "фондовых играх", олово, по их мнению, будет стоить столько, сколько захотят в фондах.
Инвесторы отчаянно пытались извлечь прибыль, повышая цены на фоне любых сообщений о проблемах с поставками или производством. Отметим, что реальные поводы для тревоги по отдельным металлам в марте действительно возникали. Во-первых, перебои с энергопоставками в ЮАР, КНР И Южной Америке поддерживали цены на металлы. Во-вторых, ряд правительств (Замбия, Эквадор, Аргентина, Венесуэла, Монголия, Боливия, Конго, ЮАР) изменили или намерены изменить лицензионные условия деятельности в горнодобывающей сфере. Этот фактор, а также повышение налогов на добычу и экспорт металлических руд в Замбии и Аргентине вселяют опасение по поводу реализации в срок ранее анонсированных проектов и ожидаемых поставок некоторых металлов. В-третьих, отдельные крупные поставщики, в частности чилийская Codelco, в марте сообщили о снижении производства. Кроме того, на цены в медном секторе традиционно влияли забастовки.
В середине месяца на фоне все чаще звучащих прогнозов о снижении мирового спроса цены на цветные металлы пошли вниз. До конца марта на рынке преобладала понижательная ценовая динамика, лишь реальные рыночные события и информация о снижении запасов могла вызвать движение цен вверх. Так, в последние дни месяца все чаще звучали заявления о том, что уменьшение потребления металлов в США – это небольшая величина по сравнению с глобальными показателями. Доллар вновь начал слабеть, а инвестфонды, воспользовавшись этой информацией, успешно наращивали цены. Да и запасы меди, например, достигли минимальных отметок.
Прогноз дальнейшего развития рынка сформулировал Standard Bank. Эксперты считают, что настроения на рынке полностью будут зависеть от Китая, где в 2008 г. ожидается замедление роста ВВП до 9,5% против 11,4% в 2007 г. Standard Bank предполагает, что статистика по производству металлов и внешней торговле КНР не совсем отражает реальную ситуацию, т.к. на нее повлияли февральские форс-мажоры и новогодние праздники. По данным банка, в КНР уже наблюдается замедление роста реального спроса на металлы. Эти прогнозы остудят пыл спекулянтов и рынок цветмета может стать стабильнее.