Обсуждение космических программ
9,136,731 41,200
 

  Salo ( Слушатель )
23 сен 2011 21:22:04

Тред №349195

новая дискуссия Дискуссия  232

Перегрев, а как Вы оцениваете реальность создания Merlin-1D с заявленными параметрами?

  • +0.03 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  перегрев ( Слушатель )
23 сен 2011 21:55:15

Это я сразуУлыбающийся Вообще говоря, успех Маска в части ЖРД заслуживает уважения.  Но, насколько мне известно, весь Мерлин базируется на отработанной в рамках программы Аполлон смесительной головке. Идея о повышении характеристик движка за счет увеличения давления в КС - идея типично "советская" ( в хорошем смысле этого слова). В этом смысле любопытна ретроспектива направлений развития ЖРД у нас и у амеров. Мы - всегда делали машины с высокими удельными характеристиками, амеры наоборот. Потом они делают SSME, у нас значительно позже, правда, появляется проект РД-0163 (по подходам клон F-1). Я к чему - американцы поступались параметрами ЖРД в угоду большей надёжности. И сейчас Маск предлагает форсированный в 1,5 раза движок. Често скажу, параметры полученные при 70ти килограмм в КС у Мерлина - не впечатляют. Мы, уже 50 лет имеем при тех же 70ти килограммах удельную немногим менее 330 (11Д55) без всяких супер-пупер насадков. Это означает (у нас)  значительно более эффективное смесеобразование (и многолетнюю борьбу с ВЧ). Такое форсирование для Мерлина, по моему мнению, означает неизбежную проблему с ВЧ, да плюс отработку надежного охлаждения - т.е. совершенно новую камеру. Не скажу, что идея однозначно провальная (двумя годам раньше я едко высмеивал Фолкон, а вот поди ж ты...Грустный  ), но мне думается, что ее реализация сопряжена с большими трудностями.
P.S. И вот какое соображение - если у Маска получится, значит пора бить в колокола и констатировать наше критическое отставание в области математического моделирования.Грустный
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
  Salo ( Слушатель )
24 сен 2011 00:29:43

А какое у РД-0163 давление в КС?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
24 сен 2011 02:45:41

Слабо нагруженный ЖРД, по "нашему" - 150 кг/см2Веселый
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Salo ( Слушатель )
24 сен 2011 09:52:25

Мерлин-2 по-русски: без водки не разберёшься!Улыбающийся
Это видимо абсолютный рекорд для двигателей открытой схемы. Больше было только у 11Д425А, но он на вонючке, вакуумный и с тягой всего в две тонны. Ещё можно вспомнить 5Д25 тягой 18 тс с давлением в 126 кгс/см2, но он тоже на вонючке.

Использование водочного восстановительного ГГ объясняется именно высоким давлением и отсутствием сажи?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
24 сен 2011 13:40:04

Цитата
Почему у РД-0163 такой низкий Земной УИ? Ограничили степень расширения сопла, чтобы вписаться двумя ЖРД в диаметр 3,8 метра?


Я сразу отвечу. Вообще история про 163й  ещё ждёт своего исследователя!Веселый Началась она с того, что КБХА, решив цинично нарушить корпоративную этику, грубо вторглась на "чужую делянку" - на нижние ступени, которые отродясь были вотчиной Энергомаша. Причём логика в позиции КБХА была весьма основательная -  они опирались на американский опыт и на свой собственный. Будучи единственной фирмой которая в постсоветском периоде сделала полностью новый движок (сколько раз горели - мама, не горюй!), и имея мощный задел в области систем аварийное защиты, (есть там такой Александр Илларионович), в КБХА сформулировали и донесли до руководства отрасли такую мысль - движки с дожиганием окислительного газа имеют в принципе неустранимый недостаток - широкую номенклатуру критичных отказов и, самое главное, очень быстрое время развитие аварийной ситуации (191й на что весь "серебрянный" и то периодически горит) - 0,12 - 0,15 секунды от момента возникновения аварии до момента "Ах, шеф, всё пропало!". В тоже время, имея опыт испытаний 146го, 122го, КБХА справедливо утверждало - у двигателей восстановительной схемы, случись что, авария будет развиваться очень медленно, есть масса времени на парирование аварийной ситуации и безопасный выход из оной (24 августа тому наглядное подтверждение, движок пропыхтел почти 40 секунд, будь на его месте 14Д23, через полсекунды всё бы развалилось). Именно эта идея и легла в основу "слабо нагруженного" РД-0163Веселый Причем я официально заявляю - за основу при проектировании брался F-1, c поправкой на отечественные реалии  :D Далее началась Большая Политика, КБЭМ встало на дыбы, совершенно неожиданно КБХА поддержал ЦНИИМАШ, Коротеев проект КБХА поддержал с оговоркой: "А сколько вы времени потратите на борьбу с ВЧ", в итоге было принято политическое решение в пользу РД-180 (как ни крути движок существует в металле). Лично мое мнение - было принято верное решение, отработка новых ЖРД сейчас не по карману никому, однако, проект 163 очень хорошо проработан. Выпущен полный комплект КД, проведены модельные испытания ряда агрегатов.
Относительно удельной - базовый вариант КБХА предусматривал водородный привод турбины ТНА, там удельная получалась на уровне НК-33, но с водородом наотрез отказалось работать ЦСКБ, "водочный" вариант это паллиатив, чистый "восстановительный" ГГ вызвал бурную полемику. С общим направлением - как амеры боролись с сажей? Тут невозможно обойтись без аналогий с соседней смешной веткой, на которой я имею обыкновение немного троллитьУлыбающийся Заверяю, предметом дискуссий были - ГГ и почему у  F-1 была двухступенчатая турбина (в 163м в итоге нарисовали одноступенчатую)
P.S. Забавно, что в КБХА сделали и испытали модельный "бессажевый" ГГ. Прикол в том, что несколько ранее, на том же стенде испытывали аэрозольный генератор, разрабатываемый в интересах РХБЗ (ну для маскировки войск), так вот, "бессажевый" ГГ, в части задымления местности, уверенно покрыл специально разработанный, как бык овцуВеселый
P.S.S. К цифрам опубликованным в сети нужно относится крайне осторожно. Никаких супер-пупер насадков в 163м не было. Или ошибка, или сознательная дезинформация. Как-то такУлыбающийся
  • +0.22 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Salo ( Слушатель )
05 окт 2011 12:42:36

http://www.novosti-k…850#546850
Commix
"3-х ступенчатый пакет. I ступень - 4 боковых блока по 2 шт. РД0163 диаметром 1770 мм, центральный блок с РД0163 диаметром по срезу 2300 мм; блок II ступени - ЦБ с РД0163, 2300 мм; блок III ступени - 4 РД0146. Так как РД0163 3-х компонентный, то в керосин погружены баки с водкой."

http://www.novosti-k…318#807318
Glaurung:
"163А - высотная версия для центра. Поэтому для обеспечения управляемости сопел сброса (они же - рулевые) там 2 шт. А на боках просто по 2*РД-0163 (которые с одним СС)"
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
08 окт 2011 13:00:17

Не знаю, не знаю...Подобных картинок было нарисовано море, в самых разных вариантах. Например, я видал Ангару с 163мВеселый Эту картинку - нет. Всерьез КБХА со 163м выходило только на низ, возможно  для проработки они забрасывали какие-то варианты в Самару. Да и "горячее разделение" для 146го выглядит явным анахронизмом. Этот движок уверенно и запускается и работает на давления прилично ниже Ps.
  • +0.61 / 5
  • АУ
 
 
  Salo ( Слушатель )
24 сен 2011 00:36:38
А какая у 55-го геометрическая степень расширения сопла?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
24 сен 2011 02:50:19

Лень считать, 84,5 мм критика, 763 мм срез, могу ошибаться получается 80...Маловато чтоГрустный
  • +0.03 / 3
  • АУ