Таджикистан решил не доверять охрану своих границ РоссииСпустя год после различных предположений в СМИ и противоречивых заявлений таджикских и российских чиновников власти Душанбе наконец-то дали ясно понять, что Таджикистан не хочет возвращения российских пограничников для охраны южной границы Таджикистана с Афганистаном.
Ожидается, что в 2012 году Таджикистан и Россия подпишут сделку, которая позволит Москве использовать свои военные базы в этой центрально-азиатской стране еще 49 лет. Первоначальное соглашение было достигнуто во время встречи таджикского президента Эмомали Рахмона с президентом России Дмитрием Медведевым 2 сентября.
Однако данная сделка не предусматривает передислокации российских пограничников вдоль таджикско-афганской границы. Также решение таджикского руководства не оправдало прогнозов некоторых российских чиновников, в частности директора департамента СНГ в МИД России и бывшего посла России в Душанбе Максима Пешкова, который сказал, что лидеры двух стран рассматривают вопрос о возвращении российских пограничников на южные рубежи Таджикистана.
Таджикско-афганская граница, протяженностью в 1400 км, сталкивается с двумя основными проблемами:
1. Она стала главным транзитным маршрутом для контрабанды наркотиков из Афганистана, где производится более 90% опиума.
2. По словам таджикских чиновников, исламские повстанцы проникают в Таджикистан из Афганистана по пути в другие страны Центральной Азии.
За последние годы таджикские чиновники с уверенностью утверждали, что страна в состоянии защитить свои границы. Даже в 2002 году заместитель руководителя таджикской пограничной службы Таджикистана того времени Нуралишо Назаров заявил, что Таджикистан не нуждается в российских пограничниках для защиты своих границ.
Однако в действительности эта задача не под силу необученным и мало зарабатывающим таджикским пограничникам. Как сообщают местные СМИ, в период с января по сентябрь 2011 года произошло как минимум шесть случаев, когда боевики и наркоторговцы незаконно проникли на территорию Таджикистана. Как заявили таджикские чиновники, в результате столкновений между пограничниками и наркоторговцами (и боевиками) были убиты восемь человек.
Однако проблема приграничного вопроса была выявлена в результате нападения на таджикский военный конвой в ущелье Камароб. Были убиты как минимум 25 таджикских солдат, а в нападении обвинили военную группировку под руководством бывшего таджикского оппозиционного командира мулло Абдулло. Министерство иностранных дел незамедлительно объявило, что повстанцы проникли на территорию Таджикистана из соседнего Афганистана.
В 2005 году Таджикистан отказался продлевать соглашение с Москвой от 1992 года по охране таджикской границы российскими пограничниками. В августе того года 12 тыс. пограничников передали свои полномочия своим таджикским коллегам. Душанбе и Москва пришли к соглашению о том, что на таджикско-афганской границе будут оставаться 300 российских военных советников. Однако на сегодняшний день Душанбе намерен сократить количество российских советников до 20 человек.
Таджикистан – одна из самых бедных бывших советских республик, а пограничники не имеют хорошего оборудования и финансирования в отличие от своих российских коллег. Однако ситуация в этом направлении улучшается, поскольку Душанбе инвестирует деньги международных доноров в ремонт военных бараков, контрольно-пропускных пунктов, зданий и комплексов, расположенных вдоль границы. В период с 2005 по 2009 гг. заработная плата пограничников была повышена на 10-30%.
Запад – особенно США и Европейский Союз – щедро предлагает оборудование, обучение и многомиллионные средства для пограничников страны. Похоже на то, что все стороны понимают, что защита таджикско-афганской границы в интересах России и Запада.
Если Таджикистан не сможет защитить свои южные рубежи, на улицах Европы появиться еще больше героина. Также это может привести к распространению боевиков из Афганистана и Пакистана в Центральной Азии, а далее в Россию и Европу. В конце концов, расплачиваться за всё придется России и Европе.
Очевидно, что Таджикистан не способен справиться с задачей самостоятельно, и зависит от помощи иностранных доноров. У России и Запада нет иного выбора, кроме как оказывать помощь бедной стране в защите границы, которую многие российские военные командующие называют южной границей СНГ.
Руководство в Душанбе также хорошо знает о том, что граница - не только их проблема. Возможно, именно поэтому таджикские чиновники с уверенностью говорят, что не нуждаются в российских пограничниках.
http://www.warandpea…iew/62456/