Цитата: Сизиф от 07.10.2011 19:48:41
а какие модели могут быть применены?
.....
А что же люди бросили с компьютерами в шахматы играть?
Отвечаю по порядку.
Таких моделей я лично не знаю, хотя интересуюсь этими вопросами несколько десятков лет. Не придумали, как скрестить ужа с ежом. Очень интересную попытку сделал Острецов (см. мой пост выше). Он, мне так кажется, - зрит в корень. Есть цикл работ бывшего нашего соотечественника Володи Лефевра, который придумал, как формализовать рефлексию (точнее - процессы рефлексивного управления). Но это - очень узкий сектор широчайшей проблемы взаимодействия интеллектов. Работы по искусственному интеллекту (много обещавшие в 70-80 годах) тихо сошли на нет. Статей и монографий было написано - немеряно, обещаний - выше крыши. Но - не нашли адекватных моделей. И сдулись. Наши нейрофизиологи в изучении мозга ушли дальше других нейрофизиологов. Но их модели настолько специфичны, что абсолютно не годятся для других областей. По сути, и они ничего не понимают в том, как работает наше сознание.
По поводу шахмат не совсем понял вопрос. Отвечу так, как понял. Все современные шахматные программы в принципе не интеллектуальны. Они основаны на тупом переборе вариантов. Оптимизация перебора - математическая проблема. Она не имеет отношения к сути шахмат. Последним, кто попытался внести "отблеск" интеллекта в шахматную программу, был Ботвинник. Ему удалось формализовать определённые эвристические правила, которые позволяют сократить число вариантов перебора (типа, конь на краю доски стоит плохо, поэтому всё дерево вариантов, которое "вырастает" из такого хода - отсекается). Для компьютеров тех времён - это было очень важно. Сейчас памяти и быстродействия столько, что в таких эвристиках нет необходимости. Поэтому шахматные программы клепают все, кому не лень.
Но при этом надо иметь в виду, что шахматы не могут быть моделью, например, экономики или чего-либо ещё "жизненного". По следующим причинам:
1. шахматист (если он не Бендер) действует строго по правилам. В жизни так не бывает в принципе. "Войну" (в любой сфере) выигрывают нешаблонными методами.
2. шахматист видит всю позицию. В жизни полной информацией не располагает никто. Особенно, если её специально скрывают.
3. возможных вариантов ходов в шахматах много, но
не бесконечно много. Это множество большое, но счётное. Его ограничивают 64 клетки и определённые правила поведения фигур. Поэтому компьютер в принципе может просчитать партию от первого до последнего хода. В жизни нет ограничений ни на размер "игрового поля", ни на состав фигур, ни на правила их "перемещения".
4. "ограниченность" шахмат позволяет учитывать с высокой вероятностью ответные ходы противника (думать за него, рефлексировать). "Неограниченность" жизни позволяет преподносить совершенно неожиданные сюрпризы противнику.
5. шахматист играет только против противника. В жизни мы "играем" и против непредсказуемой природы (в широком смысле слова).
Даже великому (без скидок) шахматисту и очень продвинутому экономисту Ботвиннику не удалось распространить его модели игры на реальную экономику. Хотя советская экономика была очень формализованной (по сравнению с капиталистической). И первопричина этого - несоответствие моделей, а не что-либо ещё.