О моём отце. С весны по зиму 1942 года из детского дома в Калининской области самых крепких и отчаянных мальчишек старше 16 лет задействовали в истребительном батальоне, ловить немецких лётчиков со сбитых самолётов. Отряд имел усиление из пары взводов взрослых бойцов НКВД под командованием офицера. Ранней осенью заметили пролёт большой группы вражеских самолётов, как воспринято мальчишками - "РАМЫ". Они снизились за лесом над большим болотом, затем меньшее количаство самолётов продолжило полёт, значит остальные - там. истребительный батальон сразу выдвинулся к болоту, погрузив на телеги несколько лодок, временно (насовсем) взятых у местных рыбаков. Болото было оцепленно насколько получилось, и в месте с чистой водой лодки сгрузили. Было тихо и никого не видно, но на поверхности воды виднелись множество куполов парашютов, и торчащие из трясины хвосты "самолётов". На лодках обследовали места приБолочивания и шестами нащупали много чего (было очень страшно, вытаскивали утопленников, вывозили на сухое место) - этим занимались больше месяца. Сильное впечатление от самолётов - между фанерными хвостами грузовая кабина, носовая чисть отсутствует, разбита вывалившимися наружу гусеничными небольшими танками, которые только нащупали, несколько раз ныряли, прекратили вскоре, толком обследовать не смогли, вода была холодной, а согреться было негде.
Офицер показывал ребятам найденные карты, на них болото было отмечено как луг, место для посадки.
Зимой отец попал в танковую школу.
С колокольни нынешних познаний могу предположить, что "рамы" были десантными планерами типа таких,
или за "рамы" прияли такие буксировщики планеров
Документально или ссылками подтвердить не могу, в сети по истории Великой Отечественной Войны имеются большие пробелы, часто их заполняет всякая альтернативщина, а не доверять воспоминаниям отца основания не имею.
Продолжу. Моего отца обучали в танковой школе на механика-водителя с конца зимы 1942 по середину лета 1943 года. Затем на несколько дней весь выпуск отвезли на поле под Прохоровкой, на реальных танках (наших и немецких, уже отдымившихся) показывали уязвимые места каждой машины. Сюда-вмятина. Сюда-дырка. А это место сам не подставляй, уконтрапупят. Затем распределение по фронтам. Знакомство с командармом Рыбалко, напутствие, бои. Механик-водитель имел на Т-34 наибольшие шансы выжить. Два люка - один внизу и просторный прямо перед тобой, находишься ниже всех (ну и стрелок-радист тоже низко расположен), сорвёт башню - тебя не зацепит. Обзор впереди творящегося вполне хороший и отсюда анализ обстановки на опасность, есть возможность вовремя выскочить из попавшего в беду танка.
Завершил он войну под Дрезденом (по его определению город был относительно целым, только три квартала в центре да почти все предприятия разбомблены, а остальная, бОльшая часть вполне себе красивая и о войне не напоминающая), последний крупный танковый бой ночью с 11 на 12 мая. Потом ещё полгода многочисленные вылазки недобитков численностью до роты и даже в июне три "Пантеры" объявились. Но ненадолго, их быстро на место поставили. Затем ещё пара месяцев периодических перестрелок с американцами (за них чуть медаль не заработал, но сорвалось). Так как годы войны не засчитывались в срочную службу, с конца 1945 вплоть до 1951 года он тянул лямку (в Дрездене).
За всю войну сменил 13 танков, отправленных на капитально-восстановительный ремонт. Получал новые или из капитального ремонта "на Урале", в Челябинске и в Нижнем Тагиле. Потерял товарищей, погибло 8 членов экипажей - те, кто в башне и один раз три танкиста из экипажа погибли вне танка. Сам имел множество ранений, в основном после разрыва миномётной мины на крыше МТО, когда на ней сидел, обедая, весь экипаж. Дослужился до младшего лейтенанта, разжалован, и после штрафбата дослужился снова, но до младшего сержанта. После штрафной роты остался навсегда рядовым. За время войны награждён множеством орденов и медалей, до начала раздачи "юбилейных" медалей имел 13 боевых наград. Но не ценил их особо, давал мне носить на улицу, где я их трёх - пяти - летний и порастерял.
Рассказывал, что в зачёт шли не все танки, в которые сумели попасть, а лишь те, которые подтверждены двумя сторонними свидетелями, пехотинцами например, или тремя из своей части. Когда несколько Т-34 колотят одного "Тигра", доказать, что это именно ТВОЙ трофей - сложно. По его словам, командир танка или наводчик награды получали чаще, чем механики-водители (но и жили меньше). Танк, нашими подбитый, но эвакуированный, в зачёт не шёл. Только случаи, когда "Изя всё", безвозвратные. Вообще учёт очень строгий был, так как за победу над вражеским танком / противотанковым орудием экипажу выплачивалась крупная денежная премия, ревизоры проверяли каждый случай. Всего за танки отец получил много премий, но он не танковый ас. Так как не он из орудия стрелял (хотя иногда и стрелял, подбивал). Лишь под Прагой 4 "Пантеры" ему лично записали, дали "Славу".
Его мнение о "Тигре" - танк, который реально уничтожить, если в Т-34 механик-водитель физически сильный и может постоянно резко маневрировать на большой скорости. Дважды ему такое удавалось. Уточню, атакуют "Тигр" три - четыре танка сразу, один идёт на сближение, ему нужен борт танка, тогда 76 мм снаряд поразит супостата, а остальные танки ведут отвлекающий обстрел издалека, тоже маневрируя.
Опасней была "Пантера", маневренная с быстро крутящейся башней. Тут только в лоб атаковать, подкрадываться не получится.
Однажды "Пантера" на верхушке высокого холма явилась причиной остановки наступления на полтора часа, пока её оттуда сковырнули. Она накрошила сверху 8 танков за пару минут.
Прочие "Т-III / IV" отец за нормальные танки не считал, так как близко они не подходили, опасаясь ответного обстрела, а издалека в уязвимые места "тридцатьчетвёрки" попасть было шансов мало. Более быстроходные Т-34 таких обходили и брали в клещи, расстреливая издалека в борта. Особенно низкие шансы были у экранированных самоходок, маневренность близка к 0, разворачивается всем корпусом, а плита экрана отваливалась после пары попаданий по ней. 4 - 5 выстрелов - и костёр разгорелся.
Танки БТ-5 и БТ-7 применялись в течении всей войны, в качестве машины разведки, ездить по тылам врага. Этим занимались временно "безлошадные" добровольцы, потерь почти не имели, очень положительно отзывался, хорошая машина в умелых руках.
Танки ремонтировались "летучками" и силами танкового экипажа, который к ней прикомандировывался на срок ремонта.
У немцев ремонт в 1943-1945 годах был чётко налажен, отец хорошо отзывался о захваченных немецких мастерских, которые перепрофилировались на ремонт наших танков, причём немецкие специалисты трудились с энтузиазмом, не в Сибирь же отправляются...
В умелых руках, когда инициативный слаженный экипаж, Т-34 - страшная сила, и не так просто такой танк угробить. Под Прагой "Пантеры" против немногочисленных Т-34 (соотношение сил в тот момент боя было 3 к 1 в пользу немцев, результат короткого боя - все немцы разбиты, наши потеряли два танка, один - безвозвртно. Чудо? Может быть и чисто повезло, но и такое бывало. Когда подтянулись основные силы наших, всё уже было завершено.
Увы, официально асом не стал. Механик-водитель мог заменить при необходимости любого выбывшего члена экипажа. Остальные также проходили практическое обучение по всем штатным местам экипажа, взаимозаменяемость в определённой степени существовала. Первую половину боя отец был за рычагами, затем пришлось поменяться, устал сильно. Немцы подступы к Праге плотно закупорили, и в разведку боем ушли добровольцы-практически смертники. Но судьбе было угодно их сохранить. Заодно и брешь пробили для войск сразу из двух армий, там небольшая каша получилась, но порядок соблюдался, присутствовала синхронность (взаимодействие). В один из эпизодов боя экипаж был высажен из танка, только отец за рычагами, танк применили в качестве тарана противотанковой артиллерии, успешно.
На броне Т-34 (или даже до 5 человек пехотинцев внутри танка, нараскорячку) возили пехоту те, кто жить хотел. И фаустники таким танкам урон почти не наносили, сами попадая под струи пуль из ППШ (предпочитали возить именно такую пехоту, со "Шпагиным" ).Некоторые умельцы приделывали эрзац-экраны на борта, со скамейками для пехотинцев за противопульной бронёй. И допзащита, и стрелков по бокам больше помещается, до пяти человек на борт.
Про "слабое" бронирование. Наваривались листы, вырезанные из корпусов брошенных танков, но этим занимались единицы, так как маневренность снижалась заметно. А по мнению отца именно маневренность позволяла уцелеть при обстреле. Кто "танцевал", тот выживал чаще "забронированных".
Танк "Матильда" отцу не понравился. Негативный отзыв.
Немецкие танки были комфортными, но даже в мирное время присутствовало некое беспокойство, по опыту прошлого, заторможенные они какие-то. На них отец не согласен был отправляться против Т-34. Хотя немецкие "Т" как тягачи или как вспомогательная артиллерия после войны они довольно долго послужили в нашей армии.