Выбор России: текущая политическая ситуация
30,521,558 122,178
 

  ахмадинежад ( Профессионал )
02 ноя 2011 14:21:17

Тред №358509

новая дискуссия Дискуссия  114

о не состоявщемся отце нации, о нынешнем и о будущемПодмигивающий
Уволенный год назад за «утрату доверия» экс-мэр Москвы дал откровенное интервью BBC

Политики высокого ранга обычно характеристик друг другу не дают, особенно если они связаны отношениями «начальник – подчиненный». Но когда эти отношения разрываются и хотя бы один из них уходит в отставку, начинается самое интересное, и от «отставленного» можно узнать много любопытного о его бывшем шефе. Иногда это бывает нечто такое, что подспудно подозревалось, но до сих пор не имело подтверждения.

Так, на минувшей неделе и в начале нынешней стало известно, как бывший мэр Москвы Юрий Лужков относится к президенту России Дмитрию Медведеву. То, что отношения между ними носят сложный характер, все знали, еще когда Лужков был при должности. А когда он ее потерял, прозвучало слово «недоверие». Именно за отсутствие у президента доверия к Юрию Михайловичу последний и был отправлен в отставку. О том, что конкретно скрывается за этой формулировкой, граждане не знали, но догадывались.

Уволенный отмалчивался больше года, а на прошлой неделе в интервью «Радио Свобода» вдруг заявил, что сейчас идет гигантский «распил» московской собственности. Среди приведенных примеров фигурировала продажа «Метростроя», произошедшая именно в тот момент, когда город планирует резко нарастить объемы строительства новых станций подземки, добавив к существующим еще 25. О будущей работе Дмитрия Анатольевича Юрий Михайлович выразился в том духе, что его премьерство будет для России еще большим бедствием, чем было президентство.

После этого, как проинформировал телеканал «Дождь», последовала резолюция Медведева: «Придумать, как наказать». Лужкова вызвали на допрос по делу о злоупотреблениях в Банке Москвы. В этот момент он оказался за границей, и следствие оперативно заявило, что если он не явится, то будет объявлен в международный розыск.

Лужков инициативу не упустил и сразу же ответил, что на допрос, конечно, явится. А попутно дал интервью «Русской службе BBC», которое состоялось в Марбелье (Испания) и было выложено на «Рамблере». В этом интервью он пошел еще дальше предыдущего и сравнил Путина и Медведева.

«На Западе Путина считают менее демократичным, чем Медведева, но Медведев имеет диктаторские замашки, которые связаны с желанием подавить любое инакомыслие, – считает Лужков. – Фигура Медведева – совсем иная, чем представляется на Западе. Путин, по крайней мере, по сравнению с г-ном Медведевым, будет эффективнее управлять нашей страной».

Нечто такое в «г-не Медведеве» ощущалось и раньше. Взять, например, знаменитую сцену, где он отчитывает гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Выступая на заседании комиссии по модернизации экономики в конце декабря 2009 года, Медведев перебил Чемезова, попытавшегося дать президенту пояснение на его «реплику». «Нет, на мою – не надо. Моя – не реплика уже, а приговор. Реплики – у вас, а все, что я говорю, в граните отливается». Это «в граните» как-то покоробило слух, отвыкший от монументальной пропаганды, каковой являлись в прежнее время памятники из гранита, чугуна и других материалов.

Впоследствии склонность президента к резким формулировкам и скорым действиям в отношении провинившихся только добавило этого ощущения. Поначалу все это воспринималось как попытки показать свою самостоятельность и «крутость» на фоне «крутого» предшественника. История с Лужковым продемонстрировала, что все гораздо серьезнее. Если подобная линия поведения поначалу и была продиктована подобными мотивами, то позже она, видимо, перешла в привычку и стала самоценностью, от которой «г-н Медведев» отказываться не намерен.

Касаясь своей персоны во время пребывания во властной обойме, Лужков заявил, что он всегда был в ней белой вороной, поскольку он не из Питера. В действительности дело в другом. Он всегда воспринимался властью как угроза. Когда общественное мнение искало замену больному Ельцину, Лужков рассматривался им как один из реальных претендентов на президентство. Все ждали, что он выдвинет свою кандидатуру на выборах или хотя бы заявит о своих амбициях, но он так и не решился, хотя если бы выдвинул, победа была бы не исключена. Интересно, что было бы сейчас, если бы в «нулевые» годы Россией правил не Путин, а Лужков? Но ему не хватило духу ни в 1996 году, ни позже. Здесь он сродни Зюганову, упустившему, как считается, свою победу в 1996-м.

Лужков проморгал свой шанс, хотя он был политиком федерального масштаба, а отнюдь не городского. Это – как раз тот случай, про который говорят, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Обычно к этому аргументу прибегают те, кому и синица – за счастье. Но Лужков мог поймать и журавля. И если бы это случилась, вряд ли бы он стал изобретать велосипед для двоих седоков, именуемый тандемом. И впереди у нас было бы не 30 лет путинско-медведевских пересадок, а, хочется надеяться, реальные президентские выборы, когда каждый срок – новый человек, а не все тот же, на которого уже ни смотреть не хочется, ни слушать его.

А дело, по которому Лужкова вызвали на допрос, особой угрозы для него не представляет. Решение о выдаче кредита компании «Премьер-эстейт», выкупившей землю у Елены Батуриной, принималось кредитным комитетом банка, как это всегда и случается с крупными кредитами, а никак не мэром. Все прочее – беллетристика. Было ли давление с его стороны или нет – не доказать. Давление – понятие нематериальное, а не юридическое. Привлекать его, скорее всего, не за что. Если это окажется не так, необъективность следствия станет очевидной абсолютно всем и еще более понизит доверие к власти.

Лужков, впрочем, предусмотрел всяческие напасти и очень вовремя вывез семью за границу. Сейчас Юрий Михайлович позиционирует себя как борца с существующей властью, хотя еще недавно был ее частью. Рассказал, что руководители регионов и городов отвечают за результаты выборов собственной должностью. Стало быть, они просто спасают свои кресла. Спасал ли он его сам, не говорит, но это и так понятно.

Звездный час Юрия Лужкова прошел давно и уже вряд ли вернется. Он сложил к ногам власти свои амбиции и свою партию «Отечество», которую создал вместе с Рахимовым и Шаймиевым и которая влилась в «ЕР». Но его голос все еще слышнее многих других голосов и может доставить власти много беспокойства.

Лужков – один из архитекторов строя, который мы имеем сейчас. В самом начале правления Путина режиссер Станислав Говорухин, предчувствуя два его срока и имея в виду свой возраст, говорил: «Для меня этот президент – навсегда». Он ошибся только в двух сроках, не предполагая, что их может оказаться гораздо больше, и они сделаются стараниями Дмитрия Медведева в полтора раза длиннее. А так – как в воду глядел. Теперь уже для многих из нас эти два президента – навсегда.
  • +0.02 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!