Цитата: Liss от 07.11.2011 01:05:48
Опыт Маска исключительно интересен. Он сделал принципиальную ставку на маленькую фирму, которая почти все делает внутри, от проекта до выпуска изделия, закупая лишь некоторые готовые компоненты. Причем все -- это и двигатели, и собственно ракеты-носители, и корабль.
Поправка, я не буду утверждать категорично, но насколько я знаю, Маском широко применяется аутсортинг, только заключительные сборочные операции они выполняют сами. Зачастую этот прием дает существенную экономию.
Цитата
Да,получается дешево. Израсходовав 800 млн $, фирма Маска спроектировала, изготовила и запустила пять РН Falcon-1 и две Falcon-9. Последняя из них успешно вывела на орбиту первый экспериментальный грузовой корабль Dragon, который после двух витков успешно сошел с орбиты и приводнился. Заказов у Маска на N лет и M гигабаксов вперед. На фоне многолетнего улучшайзинга и рисования картинок, который демонстрируют "состоявшиеся" аэрокосмические фирмы, просто великолепно.
При этом стоить добавить, что несмотря на то что Маск демонстрирует готовность и способность производить железо, не стоит забывать, что все его достижения базируются (ПМСМ) на имеющемся и довольно почтенном заделе. Ну я так думаю, потому что при отсутствии у Маска обширной наземной экспериментальной стендовой базы подобные успехи могут свидетельствовать о:
1.Либо о широком использовании имеющихся экспериментальных данных.
2. Либо о наглядной демонстрации высокой эффективности современных математических методов моделирования (повод задуматься нам).
3. Либо о банальном авантюризме самого Маска или лиц, которые ему советуют. Объем экспериментальной отработки и Фалкона и Дракона, по нашим стандартам преступно мал для пилотируемых полетов.
Цитата
Но маленькая тонкость. Три первых экземпляра Falcon-1 потерпели неудачу, и лишь четвертая вышла на орбиту. Это -- следствие не только новизны, но и неопытности коллектива и стремления к удешевлению разработки. Хочется надеяться, что этап детских болезней они уже прошли. Далее, спасения первой ступени не удалось достичь ни разу, а это была часть базовой концепции дешевого "дубового" носителя.
Вот если Маск решит задачу повторного использования жидкостной ступени, я первый сниму перед ним шляпу.
Цитата
А цены на свои ракеты Маск установил настолько демпинговые, что на них коршуном бросились и коммерсанты, и Минобороны США. Причем портфель заказов был нехилым уже к моменту первого аварийного пуска. Удастся ли выдержать себестоимость на уровне ниже продажной цены на фоне продолжающихся доработок, не очевидно.
Что же касается NASA, то оно откровенно ставило и ставит на Маска как на коммерческого подрядчика по снабжению МКС. И как такового -- частично финансирует, не говоря уже о режиме наибольшего благоприятствования. И 12 полетов с объявленной твердой ценой заказало заранее. Так что назвать это полностью частной разработкой уже не получается.
Ага, по ценам там темный лес. Это демпинг, причем очевидно что Маск не имеет проблем с финансированием, и похоже, его хорошо кредитуют. Тем более, что он неплохо попал в озвученный обамой посыл - частный капитал в космосе.