Современные российские ВС
38,152,278 99,001
 

  практик ( Слушатель )
18 ноя 2011 20:33:19

Тред №362668

новая дискуссия Дискуссия  106

Цитата: НАлЕ от 18.11.2011 13:43:32
Миджитмен (Карлик). Собственно говоря, Курьер был ответом на Карлика (или наоборотПодмигивающий).



Вот что рассказывает в своей книге бывший начальник ГУРВО  А.А.Ряжских:

"...Всего, конечно, не расскажешь, но хотелось бы остановиться на нескольких комплексах, с которыми пришлось очень много работать. Прежде всего комплекс "Курьер". Мало кто знает об этом комплексе, мало кто знает о его разработке и, к сожалению, очень печальном завершении этой работы. В открытую печать просочились сведения о том, что ракетный комплекс "Миджетмен" пошел у американцев на испытания. У нас работа, как всегда, шла вдогонку за ними, и мы серьезно отставали. Надо сказать, что разработка этого оригинального комплекса проходила не очень гладко. Кое-что я говорил об этом выше, но хотелось бы остановиться на этом подробнее. Оппонентов этому комплексу было много, в том числе у нас (в руководстве РВСН) и, по-моему, среди руководящего состава Министерства обороны. Некоторая часть из них принимала его скептически — как экзотический. Но дальше — больше, количество оппонентов начало сокращаться, и мы уже со всех сторон получали только сигналы о необходимости форсировать разработку.
Комплекс был, конечно, удивительный. Кооперация возглавлялась Александром Давидовичем Надирадзе. С самого начала требования к весовым характеристикам этого комплекса были очень жесткими: автошасси, по требованию Главного штаба Ракетных войск, должно быть только трехосным. Первоначально вес самой ракеты планировался 10-15 тонн, реально мы вышли на 17 тонн, и, естественно, нагрузка на каждую ось была недопустимо высокой. В Московском институте теплотехники среди руководства отношение к трехоске было отрицательным. И главным оппонентом всему этому был Александр Константинович Виноградов — умный, опытный, рассудительный конструктор (заместитель Александра Давидовича Надирадзе по наземному оборудованию). Главный штаб Ракетных войск в лице Владимира Михайловича Вишенкова и его заместителей стоял на своем — только трехоска. Все попытки доказать, что суммарный вес ракеты, на который мы вышли, разложить на три оси невозможно, успеха не имели. Мы чувствовали, что заходим в тупик.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, ГУРВО стадо искать конкурента МИТу. Нашли его в КБЮ в виде трехосника с ракетой ЖРД, показав его начальнику Генерального штаба.
Понимая, что нескончаемые препирательства с МИТом и ГШ РВ ничего не дают и мы находимся в тупике (времени уже нет), нужно было иметь веские доказательства невозможности выполнить требование размещения ракеты на трехоске. Спустя некоторое время расчеты показали "неработоспособность" этой злосчастной трехоски, и ГУРВО ужесточило свою позицию в том, что ГШ РВ не прав. Доказав свою правоту, мы спокойно перешли на четырехосное автошасси "Курьера". А заодно изготовили (как резервный вариант) пятиоску. Вопрос был закрыт.
Большинство бывших оппонентов комплекса стали относиться к этой разработке с большим интересом. Очень хорошо шли дела у В.Л. Лапыгина по системе управления. Она была уникальная — с минимальным весом. Если мне не изменяет память, без кабельной сети система весила порядка 60 кг (правда, была одноканальной). Наконец система управления "Курьера" была поставлена на стенд — и она заработала; началась сборка пусковой установки и самой ракеты.
Американцы, по нашим сведениям, собрали свой "Миджетмен" и провели первый пуск, нигде не заявляя об этой ракете. Он был неудачным.
Мы выступать с этим комплексом и показывать его американцам тоже не спешили. А как быть с пуском? Думали, рядили и решили сделать бросковые испытания с интересной и уникальной программой — так называемым "испытательным ракетным снарядом" (ИРС). Система управления при этом выдавала в максимально сокращенное время все команды, имитируя программу, рассчитанную на полет на высоте около 2 км. Это давало возможность иметь полную картину работы всех систем ракеты, но в сокращенном временном режиме. Разработали и поставили на борт необходимую телеметрию; привезли машину на полигон.
На испытаниях присутствовала небольшая группа, председателем Госкомиссии был Волков Александр Петрович (на пуске его почему-то не было).В комиссию входили представители Воткинского завода-изготовителя, вся МИТовская команда, Г.А. Ясинский, А.К. Виноградов, начальник полигона, заместитель начальника Главного управления Галкин Валентин Давыдович и мы. С рассветом эту машину запустили — все сработало как по нотам. Все контролируемые операции прошли по разработанной про¬грамме. Воодушевленные, взволнованные полученным результатом, все собрались у меня в кабинете на полигоне и я доложил наверх о полном успехе. Затем в Москве встретились еще раз, проанализировали полученные данные — все исходные материалы подтверждали, что разработку этого комплекса можно успешно завершить.
Стали разрабатывать конструкторскую документацию (это уже был 1989—1990 год). Вдруг последовало решение политического руководства Советского Союза, чтобы дальнейшую разработку "Курьера" прекратить. Сказать, что "баба с воза — кобыле легче", мы не могли. Столько затрачено труда, энергии, ресурсов — и такой результат...
МИТ, вся его кооперация сработали блестяще, но и ГУРВО, безусловно, принимало в этом самое активное участие. Во-первых, саму идею разработки комплекса А.Д.Налирадзе во многом определяло желание Владимира Федоровича Толубко получить этот комплекс. Он очень внимательно следил за отработкой "Курьера", жестко спрашивая с нас за недостатки. Все мы, начальники управлений — В.А. Лукьянов, В.П. Зацепин, В.Г Халин и их помощники, работали день и ночь. Хочу сказать, что без усилий Главного управления ракетного вооружения, без усилий всех отделов, начальников управлений, их заместителей, заместителя начальника Главного управления (в частности В.Д. Галкина) этот комплекс так бы и застрял на трехосном автошасси. ГУРВО тащило этот комплекс буквально на своей спине. Кто это помнит, тот наверняка оценит такую дружную работу с промышленностью, которая увенчалась успехом. И я хочу сказать: большая доля в том, что мы получили хороший результат, принадлежит прежде всего МИТ, но также и ГУРВО. которое было активнейшим участником его разработки.
В душе мы испытывали гордость за участие в разработке такого экзотического комплекса, как "Курьер": он умещался в кузове автомобиля "Совтрансавто", в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы такого прироста в эффективности, но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно. Почему отказались от него американцы — мне неведомо. Тем не менее закончилось это таким образом. А труда было вложено очень много. И еще раз я, как начальник ГУРВО, понял, что интеллектуальные и технологические возможности наших КБ и заводов огромны. В начале же этой работы мало кто верил, что это можно сделать..."

Вот фото ПУ "Миджитмена" (на фуру совсем не похоже...):



Вот окончательный вариант шасси для "Курьера" (МАЗ-7929, тоже от фуры уже далек...)




Вообще тема "Курьера" - была в свое одна из самых обсуждаемых на соответствующих форумах. Если кого-то заинтересует, то можно посмотреть:


http://www.russianar…041.0.html

http://www.rusarmy.c…php?t=5957

http://militaryrussi…59742a90e7


P.S. Что у меня сегодня сплошные ссылки, прошу пардону за такой своеобразный оффтоп...Обеспокоенный
Отредактировано: BlackShark - 18 ноя 2011 23:18:55
  • +1.90 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!