Цитата: kolokola от 20.05.2008 13:07:20
Давайте попытаемся быть объективными.
Для начала определим -приграничная полоса-это сколько км вглубь ?
Дивизия это много,но если сегодня наступает 1 баталион этой дивизии,завтра ещё 2,а через три дня выдвигаются все остальные силы,что напишут в мемуарах,хронике,газетах?Я думаю что "дивизия перешла в наступление".По моему как раз об этом ursus и пытается сказать в этой ветки.
Благодарю сердечно.
Похоже, Вы единственный, кто сумел прочитать текст, а не кидаться остервенело колотить клаву после первой же не понравившейся фразы.
Именно это я и хотел сказать.
Действительно, на границе может стоять и дивизия. Она и на карте будет. А главное - штаб будет именно там, гле эта дивизия. Однако, если из дивизии реально находится на месте только бригада или полк - сказать, что эта дивизия изготовилась к наступлению, никто не сможет.
Если в будущей полосе прорыва развёрнуто армейское, дивизионное командование, расписаны участки, выдвинуты к границам разведывательные и штурмовые отряды - а за всем этим великолепием - пусто, и это пусто длится не день, а месяц - то противоположной стороне очень трудно планировать - когда может быть удар нанесён и будет и он нанесён вообще.
Нормально рассуждая - тогда, когда силы противника на важнейших направлениях превысят наши силы раза в полтора- два, хотя бы.Когда обозначится приток пополнений к приграничным районам, могущим использоваться для боевого развёртывания.
А если они стабильно ниже наших сил - или +/- сопоставимы? И силы не притекают, и не развёртываются?
Я не говорю о Сталине или Шапошникове. Что должен делать командир корпуса, армии? Да, против него стоят ТД немцев. Но они там по-жизни стоят. Да, они елозят туда-сюда, но так война же. Вчера они уехали в Югославию, сегодня приехали к местам дислокации. Вчера их перебрасывали во Францию, сегодня они вернулись.
А Сталину разведка докладывала - там прибыло, там убыло, из Пруссии поехали на юга, но с Бретани начали интенсивно выводить в Пруссию. Правда - в Западную. (допустим).
Количество дивизионных штабов возросло- это тревожный сигнал. Но личный состав и техника в основном на Западе - то в Норвегии, то в Югославии, то во Франции.
Хотя суммарно - противостоящая группировка оценивается как паритетная нашей, а по некоторым позициям - даже слабее.
В этом и кроется существо проблемы - почему удар немецких войск был столь неожиданен.
Ведь даже выдвинутые в лагеря и на развёртывание части - не имели никаких данных о противнике о конфигурации его наступательных построений, плотностях и пр. Что не особо характерно для войск. Ведь никто не отменял ведение армейской разведеятельности, хотя в мирное время это и не приветствуется, но наверняка - практикуется.
Вопрос, почему одни были выдвинуты, а другие нет - весьма интересный. Но - отдельный.
Немцы ударили наличными силами приграничных войск, которые были сопоставимы с противостоящими советскими. А знаменитое решающее превосходство - набирали за счёт интенсивной переброски из тыловых районов, опираясь на развитую ж/д сеть Германии (Пруссии в частности) и более-менее сносную - Польши, в процессе реализации первых успехов приграничных боёв.
Потому обвинения в адрес Сталина и советского командования в том, что оно не вскрыло замысел на наступление и не приготовилось к отражению - беспочвенны. Вскрыть его путём оценки противостоящих сил в приграничной полосе, было невозможно.