Тред №37764
новая дискуссия
Дискуссия
127
Сообщение о том, что в маневрах "Коуп Индия" (Cope India), проведенных 15 - 28 февраля 2004 г. в районе авиабазы г. Гвалияр, в 240 км к югу от Дели, с имитацией воздушных боев между самолетами ВВС США и ВВС Индии, подразделение истребителей F-15C уступило противнику, было очень критично воспринято в США. Однако позднее последовали заявления командного состава 3-го авиакрыла, расквартированного на авиабазе ВВС США Элмендорф (шт. Аляска) и участвовавшего в маневрах, о том, что причины поражения американской стороны не вполне были поняты и объяснены.
По мнению майора М. Сноудена, руководителя по тактике воздушного боя в 3-м авиакрыле и участника маневров "Коуп Индия", существует несколько причин произошедшего. Во-первых, ни один из шести самолетов F-15С, принимавших участие в маневрах, не был оснащен новейшей РЛС APG-63(V)2 (см. ЭИ, 2000, № 13-14, с. 3) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) большой дальности. Это были обычные самолеты F-15С, оснащенные линией передачи данных для быстрого обмена информацией о цели, управляемыми ракетами класса "воздух - воздух" AIM-9X и нашлемной системой целеуказания и индикации JHMCS (см. ЭИ, 2004, № 32, c. 2). Отсутствие истребителей, оснащенных РЛС с АФАР, связано с тем, что вся эта группа самолетов отправилась в Сингапур для проведения других маневров. Было решено в этот длительный 6-недельный вояж не брать дополнительный комплект средств технического обслуживания, который потребовался бы для эксплуатации самолетов, оснащенных РЛС с АФАР.
Во-вторых, по просьбе индийской стороны американские участники маневров согласились имитировать бои при троекратном численном превосходстве противника. Кроме того, имитирование воздушного боя с применением УР класса "воздух - воздух" средней дальности AIM-120 AMRAAM с активным радиолокационным наведением, способной поражать цели за пределами визуальной дальности, велось при условном занижении тактических возможностей этой ракеты. Американские летчики не использовали в полной мере возможности ракеты AMRAAM, их дальность пуска ограничивалась 37 км при непрерывной подсветке цели во время атаки и 33,3 км - при обороне.
С индийской стороны в маневрах приняло участие некоторое количество истребителей МиГ-21 и ударных самолетов МиГ-27, дислоцированных на базе. На той же базе дислоцируются и самолеты "Мираж 2000", вооруженные управляемыми ракетами класса "воздух - воздух" MICA. Помимо этих самолетов, для проведения маневров с индийской стороны были задействованы также самолеты Су-30 (но не новейшие образцы Су-30МКИ), оснащенные имитируемыми УР Р-73 и РВВ-АЕ. Были задействованы также пять самолетов МиГ-29, которые участвовали в выполнении "периферийной" задачи, и самолет Ан-32, использовавшийся в качестве имитируемого самолета радиолокационного дальнего наблюдения (РЛДН).
На самолетах Су-30 индийские летчики имели возможность имитационного применения ракет РВВ-АЕ с активным наведением. Такая ракета имеет активную РГС и не зависит от РЛС самолета-носителя после пуска. При использовании ракет более старого образца с полуактивным наведением истребитель, с которого осуществляется пуск ракеты, должен бы был продолжать облучать свою цель при помощи РЛС, так что летчики США всегда знали бы, когда их самолеты находятся под угрозой атаки. Но при использовании ракет РВВ-АЕ американские пилоты не знали, что их самолеты стали целью для противника.
Как отмечает М. Сноуден, "индийские ВВС в этих маневрах достигли того, чего хотели". Тот гандикап (преимущество, предоставляемое более слабому противнику), который они в данном случае получили, всегда выгоден численно превосходящему противнику, потому что он не позволяет вывести из строя часть их самолетов на большой дальности.
Все отмеченное выше можно квалифицировать как субъективные причины, определившие общее поражение американской стороны в проведенных маневрах. В то же время американские участники не скрывают наличия здесь и определенных объективных причин.
Представители ВВС США, участвовавшие в маневрах, отметили, что противник продемонстрировал в ходе маневров гибкость действий и новые тактические методы и приемы. Очевидно, что к началу маневров представители американских ВВС недооценивали уровень подготовки и тактику противника. Вместо стиля, сформировавшегося в период "холодной войны", - оптимизированного перехвата при наведении с земли, - противник продемонстрировал использование различных сочетаний маневров выхода на цель и боевых порядков самолетов. Индийские планировщики боевых задач никогда не допускали дальнейшего ухудшения ситуации там, где оно появилось, и не повторяли тактических методов и приемов в тех случаях, когда противник легко им противодействовал. Более того, командиры подразделений ВВС Индии, принявших участие в маневрах, меняли тактику по мере появления такой возможности.
При этом, по признанию самих американских участников маневров, их противниками не были исключительно лучшие представители ВВС Индии. Напротив, было очевидно, что, по меньшей мере, в некоторых подразделениях индийских ВВС, принимавших участие в маневрах, среди летчиков-истребителей и летчиков-штурмовиков были как опытные асы, так и пилоты-новички.
Использованный американской стороной в маневрах "Коуп Индия" план боя заключался в том, что в любой момент в воздухе находились четыре самолета F-15С, ведущих боевые действия против приблизительно 12 самолетов ВВС Индии. И это было весьма типично, поскольку летчики США обучаются ведению боевых действий в количестве 4 против 12. Но при этом, по меньшей мере, два из самолетов F-15 бывают оснащены РЛС с АФАР и все они в состоянии наносить упреждающие удары в режиме "воздух - воздух" за пределами визуальной дальности, чего они были лишены в данном случае по принятым условиям.
По словам М. Сноудена, "когда участвовавшие в маневрах представители ВВС США увидели, что противник превосходит в профессиональном отношении то, что предполагалось первоначально, они поняли, что при условиях, принятых при проведении маневров, им придется очень трудно".
В целом ситуация показала, что индийская сторона владеет широким диапазоном тактических приемов и легко приспосабливается к обстановке. Индийские планировщики боевых задач быстро анализировали, что предпринимают их американские "визави", и затем пробовали предпринять что-то другое. Они не боялись вводить в бой самолеты-штурмовики как на больших, так и на малых высотах. Они перемещали свои самолеты по району боевых действий таким образом, что летчики США не могли предвидеть дальнейший ход событий.
По сравнению с этим, как полагают сами американские участники, индийскую сторону им ничем удивить не удалось. Первоначальная тактика американской стороны заключалась в идентичном применении всех четырех находящихся в воздухе самолетов F-15С, которые двигались вперед, "как стена". Эта тактика хорошо срабатывает, когда используются управляемые ракеты большой дальности и РЛС с АФАР. Но, как подчеркивает М. Сноуден, "на сей раз у американских летчиков не было возможности наносить удары за пределами визуальной дальности и не было соответствия противнику по численности". В конечном итоге они были просто измотаны большим количеством сил противника. И этим преимуществом противник пользовался очень умело. Тактика, демонстрировавшаяся индийскими летчиками, заключалась в том, чтобы выйти в район цели, атаковать цель и затем уйти, не продолжая боя. Если в стороне от района цели еще оставалось два-три самолета F-15C, то индийские летчики сковывали их, пока разделывались с целью, и затем все сразу уходили из района боя.
По мнению американских участников маневров, основной вывод для них состоит в том, что ВВС Индии продемонстрировали более перспективную тактику, чем того ожидали ВВС США. Стало очевидно, что индийские ВВС разработали свою собственную боевую авиационную тактику, причем в некотором роде "в вакууме". Было известно, что ВВС Индии проводили обучение своего летного состава во Франции, но никто не ожидал такого высокого уровня подготовки специалистов. Так, индийские планировщики боевых задач, работая по заранее составленному плану действий, могли в случае, если он не срабатывает, сразу же перейти на реализацию какого-то запасного варианта. Они принимали очень удачные решения насчет того, когда следует ввести в действие свои основные ударные силы. Самолеты МиГ-21 очень удачно применялись для прикрытия самолетов МиГ-27. Между самолетами МиГ-29 существовал информационный обмен. Имеются некоторые указания на то, что и на самолетах МиГ-21, прошедших соответствующую модернизацию, также имелась аппаратура связи, обеспечивающая получение данных бортовых систем и других самолетов, что обеспечивало улучшенную осведомленность пилотов МиГ-21 об обстановке.
Все индийские самолеты были в состоянии поражать цели на такой дальности, какую допускали условия маневров. А американские пилоты к тому же не обучаются действиям в отношении противника, имеющего управляемые ракеты с активным наведением, такие, как MICA на самолете "Мираж" или РВВ-АЕ на самолетах российского производства. При этом американские специалисты отмечали, что некоторые из РЛС противника, с которыми в этих маневрах имели дело летчики США, включая РЛС на самолетах "Мираж 2000", продемонстрировали не такие характеристики, как на известных им стандартных вариантах этих самолетов.
Aviation Week, 4/X 2004, p. 50, 51