Обсуждение космических программ
9,138,890 41,202
 

  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 15:39:20

Тред №380199

новая дискуссия Дискуссия  265

Цитата: mse
Как говаривал Перегрев, самое трудное, во многоразовости, это поставить корявку,  што "усё будет за@бись, мамой клянус, да"... ;О)


Не ... Тут немного по-другому. Байкал и многоразовый Фалкон должны садиться по-самолетному. А вопрос "мамой клянусь..." у авиаторов (да и уэксплуатантов беспилотников) вполне себе решается.
  • +0.55 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (14)
 
 
  mse ( Слушатель )
13 янв 2012 15:47:23
Дык, насколько понимаю, дело во "многоразовости" двигла и бочки. "Мамой клянус" именно для этих частей прожекта.
  • +0.57 / 3
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 16:03:20

Именно в условиях парашютного приземления, когда фактические нагрузки, которым подвергся возвращаемый аппарат, весьма неопределенны, что и требует серьезного объема работ по дефектации найти того лоха, который бы поклялся чьей-то мамой.
В самолетах же никто топливные баки не подвергает дефектации при штатных условиях посадки, а ведь они там имеют весьма сложную конструкцию и бывают весьма не маленькими.
Что касается движков, то не вопрос: снял и на дефектацию или прогон на земле, а другой поставил и в полет (естественно, все утрирую). На той же МКС движки стоят годы, многократно вкл./выкл. и никаких тебе "Мамой клянусь", все уже процедурно устаканено.Подмигивающий
  • +0.52 / 1
  • АУ
 
 
 
  mse ( Слушатель )
13 янв 2012 16:27:29
Но, ИМХО, МКСовским движкам до ТОЙ нагруженности... Как и самолётным.
  • +0.52 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 16:56:26

Давно уже не вопрос. Точнее, это вполне рашаемый вопрос длительности ресурса ЖРД с учетом его многократного вкл./выкл., что практически никак не связано с многоразовостью ступени, на которой этот движок ставится.
Кстати, на Фалконе движок слабонагруженный по сравнению с РД-191 и, соответственно, с РД-170/171, которые по сути являются многоразовыми.
  • +0.52 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
13 янв 2012 18:49:53

Ну как многоразовыми...По настоящему многоразовых маршевых движков РН (раз, и и по второму раз и  включил) создать так и не удалось. РД-170 вычеркиваем сразу (снятие/установка камер), 171м (191, а заодно и 180) вычеркиваем с некоторой задержкой (замена одноразовых элементов и термовакуумная сушка). SSME вычеркиваем, потому, что на нем в межполетной период могло меняться пол-двигателя, и стоимость диагностирования и замены, как как бы не превышала стоимости нового движка. В общем, по-настоящему многоразовый маршевый  ЖРД для ступеней РН пока является недостижимой мечтой. Ну кроме: 11Д58М (к слову проблемы именно с серией включений), РД0146, 14Д30, RL-10 и т.д. Но это скорее одноразовые движки с несколькими включениями. Собственно чем и привлекателен метан или СПГ, так это возможностью создать конструкцию типа:" включил - выключил". Хотя на водороде создать такую конструкцию так и не получилось.
P.S.Нагруженный-то Мерлин может и мало, только его штифтовые форсунки, с точки зрения диагностирования технического состояния - проблема из проблем.
  • +0.90 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 19:08:29

А Вам хочется, чтобы после посадки ступени Вы ей движок только "тонким слоем" промыли и опять в полет?Веселый
Нет уж, так не бывает.
Сначала, ежели такие ступени появятся, будете каждый раз движки менять на новые, а летавшие на переборку и  на огневые на Земле и на дефектацию, потом, когда статистику накопите, сразу без переборки, на огневые и на дефектацию, а уж потом только (опять-таки, накопив статистикуПодмигивающий)на огневые (или без оных) опять на ступень и в полет. Но в любом случае без какого-то набора РВР не обойдетесь.Подмигивающий

А насчет того, что "по-настоящему многоразовый маршевый  ЖРД для ступеней РН пока является недостижимой мечтой" можно отметить, что "Так нет же никого в таможне. Кому платить - неизвестно. Хочешь, мы заплатим золотом? ..." пока и ступеней реально многоразовых еще не было в истории земной космонавтики (потому как, не очень-то пока и нужны - дорого).Крутой
  • +0.55 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
13 янв 2012 19:47:55

Да согласен, уважаемый НАлЕ, движки вопрос так или иначе решаемый. А вот ступень!!! Многоразовая (точнее по настоящему многоразовая жидкостная ступень) будет посильней "Фауста" Гёте.Улыбающийся
  • +0.59 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 20:00:25

А чем Вам самолет не "многоразовая жидкостная ступень"? Сколько там керосина в Руслан или Мрию заливают?ПодмигивающийВеселый
И ведь летают часами, с минимальными межполетными интервалами.Подмигивающий
  • +0.52 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
13 янв 2012 20:36:06

Ну летаютВеселый А сколько у Мрии или Руслана было маршевых движков с параметрами ЖРД? Сколько было у Мрии и Руслана движков работающем на жидком кислороде? Сколько у движков Мрии давление после насоса "Г"? Вряд ли 450 килограмм?И уж точно менее 540... Уважаемый НАлЕ , ну летают часами, ну с минимальными межполетными  интервалами, Вы ведь не всерьез, что это является базой для создания многоразовых первых ступеней?
  • +0.56 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AEro ( Слушатель )
13 янв 2012 21:48:19

Как я понимаю, к разрабатываемому в свое время НПО "Молния" проекту многоцелевой авиационно-космической системы вы относитесь скептически. Можно узнать ваши соображения по поводу указанного проекта в плане его технической осуществимости?
  • +0.55 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 23:14:00

А можно я?
1. Вопрос надежности вызывает сомнения
2. Стоимость: тут считать и считать надо.
  • +0.52 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AEro ( Слушатель )
13 янв 2012 23:38:51

Давайте пока не будем касаться стоимости. А что именно по надежности? Возвращаемый аппарат - фактически реплика шаттла и Бурана. Я вижу следующие проблемы - непосредственно сам взлет и полет "Мрии" с этой хреновиной на спине, и что наиболее важное, момент разделения и включения маршевого движка второй ступени, если самолет считать за первую, а не за летучий космодром. Почему-то, глчдя на конструкцию, возникает желание к баку крылья и(или) твердотопливные бустеры приделать, хотя, судя по форме бака, некоторую подъемную силу он создает.
  • +0.50 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
14 янв 2012 01:07:33

Как можно не касаться первого и краеугольного вопроса, без которого нельзя ответить на основной вопрос: а на хуа хуа? Зачем все это нужно? ???ПодмигивающийВеселый
Цитата А что именно по надежности? Возвращаемый аппарат - фактически реплика шаттла и Бурана.

Старт со стационарного наземного космодрома всегда надежней, чем какой-нибудь другой просто по определению. Кроме того, в одноразовых "бидонах" нет необходимости обеспечения возвращения бидона на Землю в товарном виде. вроде как цепочка надежности получается короче.
Цитата Я вижу следующие проблемы - непосредственно сам взлет и полет "Мрии" с этой хреновиной на спине

Кстати, сделать хотя бы еще одну Мрию - это уже в такую копеечку надо влететь.Подмигивающий
Цитата возникает желание к баку крылья и(или) твердотопливные бустеры приделать, хотя, судя по форме бака, некоторую подъемную силу он создает.

Зачем?  ???
Крылья - это вес, бустеры - тоже вес и они никак не компенсируют жидкое топливо.
  • +0.80 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 янв 2012 23:04:16

Нет , не всерьез. но в каждой доле шутки есть доля ... :
1. Мы уже отделили вопрос многоразовости ЖРД и пришли к выводу, что все вполне возможно (можно сказать, что даже уже почти все естьПодмигивающий).
2. Остался вопрос обеспечения многоразовости самой ступени. А что такое ступень? Это, кроме ЖРД,  топливный бак, система подачи, шасси, а/динамические поверхности, СУ и какой-то ВРД.
По ЖРД уже обсосали, по шасси, ВРД, СУ АДР и крылу - это все решено  самолетчиками. Остается вроде бы только топливный отсек. Да два компонента, да один из них может быть криогенным. Но топливная система самолета не проще (конструктивно уж точно сложнее), чем ТО ракетной ступени, да и заправочка 100 ... 300 тонн керосина в самолет вполне соизмерима с ракетной.Подмигивающий
  • +0.52 / 1
  • АУ