Обама написал план для России Барак Обама выступил с обращением к Конгрессу США. У нас больше внимания уделяют налогам, внешней политике. Президент Соединенных Штатов много внимания уделил энергетическим вопросам, и в этом плане послание господина Обамы к Конгрессу очень любопытно, на мой взгляд, несколькими аспектами. Кстати, вообще такое ощущение, что Барак Обама прямо по просьбам российской нефтяной промышленности выступал, потому что многое из того, что он говорил, было бы полезно услышать и в России.
Момент первый. Президент США заявил, что уже распорядился разрешить бурение на более чем 75% нефтяных и газовых месторождений на американском шельфе. Это означает, что это миф — думать, что после аварии в Мексиканском заливе США отказались от разработки шельфовых месторождений, что они теперь думают об альтернативной энергетике. Нет. Барак Обама, конечно, говорил об альтернативной энергетике, но совершенно четко мы видим курс на увеличение производства нефти и газа на территории Соединенных Штатов. И, собственно, главная задача — не только продолжать добычу на шельфе, но увеличивать эту добычу. Никаких проблем и препятствий для этого президент Обама не видит. Таким образом, никакой нефтяной фобии или шельфовой фобии после аварии в Мексиканском заливе в США нет. Наоборот, полным ходом идет развитие шельфовых проектов. И Барак Обама не говорит: «Слушайте, ребята, мы великая страна, у нас Силиконовая долина. На кой черт нужны нам эти нефтяные платформы». Нет, ни слова нет там про Силиконовую долину. И, кстати, это не первое его выступление на тему реиндустриализации, инфраструктуры и нефтегазовой промышленности. Что мы слышим у нас? «Какой кошмар! Кругом нефть и газ! Какой позор! Мы сырьевой придаток. Давайте срочно Силиконовую долину, Сколково и т. д.». Барак Обама и США между тем проводят прямо противоположную политику. Конечно, это не означает, что они откажутся от постиндустриального производства. Но еще раз повторю: принципиальный момент, о котором мы много раз говорили, — создание постиндустриального производства, инновационного сектора вовсе не означает, что нужно уничтожить нефтегазовую промышленность и сырьевой комплекс.Кстати, все мы знаем, что США уже обогнали Россию по производству газа, занимают третье место в мире по производству нефти, причем добыча нефти в США растет очень быстро. Некоторые СМИ у нас пишут, что Штаты в прошлом году увеличили добычу в четыре раза. Но это, конечно, мягко говоря, не так. Если бы США увеличили добычу в четыре или хотя бы в два раза, то они бы обошли и Россию, и Саудовскую Аравию. Пока все же разрыв по нефти большой, и надо понимать, что добыча нефти растет в США довольно быстро за счет шельфа и за счет нетрадиционной сланцевой нефти прежде всего. Добыча сланцевого газа в том числе дала серьезный стимул и для добычи сланцевой нефти, потому что зачастую сланцевые газовые и нефтяные месторождения схожи, и при добыче сланцевого газа нефть тоже является попутным продуктом.
Что касается шельфа, то сейчас в России постоянно говорится, что ни в коем случае не надо идти на шельф, особенно на арктический, это опасно, там серьезные экологические риски. В докладе ИНСОР написано, что не нужно совсем разрабатывать арктический шельф, потому что мы можем получить то же самое количество первичных энергоносителей за счет энергоэффективности. Вот это удивительно: президент США говорит, что надо идти на шельф, а у нас говорят: «Не, не, не, ни в коем случае на арктический шельф не идем и вообще на шельф не идем! Забудем про это, это опасно, экологические риски». Казалось бы, США должны задуматься об экологических рисках, там была крупная авария, у нас таких крупных аварий на шельфе не было (хотя бы потому, что мы там практически ничего не добываем, за исключением отдельных проектов на Сахалине и вот в Арктике в Приразломной мы только приступаем к этой добыче). Однако там говорят, что надо ускорять, а у нас говорится, что ни в коем случае об этом думать не надо. Очень странная повестка дня.
По-прежнему у нас доминирует подход, что над нами доминирует сырьевое проклятие, и по-прежнему мутят мозги граждан этими странными идеями, которые не имеют никакого подтверждения. Я не устаю повторять, что сырьевой комплекс США намного больше российского: если в целом брать, не только нефтегазовый комплекс, но и уголь, и лес, и другие источники сырья, — он больше российского. В нефтегазовой промышленности США занято более 9 млн человек. В России во всем сырьевом комплексе занято менее 1 млн человек, то есть по занятости наш нефтегазовый комплекс практически в 10 раз меньше, чем американский, и мы все время говорим, что надо от него отказаться. Вот последняя идея правительства — увеличить налоги на нефтегазовый комплекс. Так что же вы делаете? Странный совершенно подход. Даже страна, которая не обладает такими запасами, как США, и то задумывается о том, как расширять это производство. Это очень важно.Еще один очень важный момент: часто говорится, что в США сейчас все забыли про традиционные газ и нефть и добывают только нетрадиционные, то есть сланцы, битумные пески и т. д. На самом деле это не так. Основу газового комплекса США до сих пор составляет традиционный газ, и основу нефтяной промышленности до сих пор составляет традиционная нефть. Сейчас примерно на долю нетрадиционной нефти, прежде всего сланца, приходится чуть более 20% добываемой в Америке нефти. Но остальные-то проценты — традиционная нефть, в том числе из Мексиканского залива и с других шельфовых проектов, нефть Аляски, естественно. Конечно, инновационные способы добычи — это очень важно, но про традиционные нефть и газ никто не забывает. Кстати, то, что в США так быстро растет добыча нетрадиционной нефти, показывает еще одну важную вещь: нефтегазовый комплекс является сегодня серьезным источником инноваций, о чем у нас забывают, потому что у нас нефтегазовый комплекс противопоставляется инновациям, — это принципиально неверно.
Последний момент: Барак Обама в своем выступлении потребовал от компаний, занимающихся гидроразрывом пласта для добычи сланцевого газа, открыть для общественности состав химических реагентов. Что это за история? Мы все прекрасно знаем, что в Америке растет производство сланцевого газа, и у нас сознательно раздувается этот пузырь, говорится: «Скоро весь мир будет добывать сланцевый газ, и России конец». Это можно очень часто встретить в различных экспертных интервью и прогнозах, мол, все, эпоха России заканчивается, больше никакого газа у нас не будет, скоро весь мир перейдет на сланец, и Россия никому не нужна. Это большая иллюзия. По сути дела, сегодня сланцевый газ — это эндемическое животное, оно живет только на североамериканском континенте, и все, больше его нигде нет. И пока оно не распространяется по миру, ни в Европе, нигде его больше нет. Более того, в Соединенных Штатах серьезно задумываются о перспективах добычи сланцевого газа. Сегодня 1000 его кубов в Америке стоит 100 долларов. Это вовсе не означает, что там будет бум дальнейшей добычи сланцевого газа. Более того, такая низкая цена убивает производителей, их ожидает массовое банкротство. Но любопытно-то не это. Любопытно, что президенту Обаме — а это тот человек, который улавливает сигналы общества, поэтому не просто ему пришло в голову говорить про химреагенты при добыче сланцевого газа — идет сигнал от общества: «А что происходит у нас с добычей сланцевого газа? А в чем там фокус?» Фокус в том, что при добыче сланцевого газа используется гидроразрыв пласта и постоянное горизонтальное бурение. Так вот сервисные компании, которые осуществляют гидроразрыв пласта, не открывали и не открывают до сих пор состав химреагентов, мотивируя это коммерческой тайной. И в Америке начинается массовое движение за то, чтобы объяснили, что там происходит, потому что эти химреагенты попадают в городские коллекторы, таких историй становится все больше. Не говоря уже про то, что Америка, как мы знаем, малоэтажная страна, и даже в мелких этих поселениях возникают проблемы с водой. И массовая добыча сланцевого газа приводит к резкому ухудшению качества питьевой воды. Прямо вот туда бы нашего Бориса Грызлова, который сейчас пока не при делах находится, с его концепцией чистой воды отправить, чтобы он помог этому делу.
Таким образом, выступление Барака Обамы показало, что добыча сланцевого газа в Америке — не простая штука и ее могут ждать очень непростые времена, когда общественность вмешается. Экология — это очень серьезная преграда для добычи сланца. В России и эта тема перевернута. Если в США, еще раз повторю, по экологическим соображениям шельфовых проектов никто не боится, а боятся, наоборот, добычи сланцевого газа, то в России, наоборот, все боятся добычи на шельфе, зато воодушевлены добычей сланцевого газа. На каждом углу можно услышать, что сланцевый газ, сланцевая нефть убьют традиционные энергоносители и убьют Россию как поставщика на рынок традиционных нефти и газа. Это не так.Не секрет, что для многих наших интеллектуалов США — серьезный авторитет, и Барак Обама является авторитетом, поэтому давайте его послушаем повнимательнее. Все-таки он говорит достаточно любопытные и полезные вещи, которые стоит принять на вооружение и нам.