Ядерная и углеводородная энергетики
3,978,214 11,861
 

  Dobryаk ( Практикант )
25 фев 2012 09:39:01

Тред №393897

новая дискуссия Дискуссия  75

PART 1:

Такое пропускать не следует. Если плутониевый путь считается как бы какноническим, то ЮАР пошел по урановому с своим собственным способом обогащения. В-общем, читаем (И будем снисходительны к "беспощадной борьбе" американцев с ядерными амбициями южноафриканцев. И напомню на ветке, что впервые в мире космические нейтрино видели физики ЮАР, что в знаменитом наблюдении реакторных нейтрино Райнесом и Коуэном последний был ЮАР-овец, что великий теоретик Стэнли Мандельстам вышел из ЮАР (и еще многие..))

ЮАР: бомба против Кастро

ДЛЯ ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 24.02.2012

Мы публикуем литературное изложение фрагментов из книги подполковника Роя Хортона III (США) "Out of South Africa: Pretoria's Nuclear Weapons Experience", посвящённой военной ядерной программе ЮАР. Книга издана исследовательским центром по проблемам разоружения и международной безопасности университета Иллинойс.

Автор литературного изложения - Юрий Хмылёв. Публикация осуществляется с его согласия.

От мирного к военному

На ранних этапах ядерная программа ЮАР концентрировалась на мирном применении - исследовательских и энергетических реакторах и обогащении урана для изготовления реакторного топлива. Все детали этой стадии хорошо описаны.

Однако история создания в Южной Африке атомной бомбы до сих пор покрыта покровом тайны из-за нежелания правительства этой страны раскрывать конкретные детали и вследствие уничтожения всех документов, связанных с африканским военным атомом.

Стремление Южной Африки к созданию сил ядерного сдерживания нуждалось в подкреплении четырьмя ключевыми элементами: сырьё (уран или плутоний), способность обогащать материалы до оружейных кондиций, подготовленный персонал и способность производить или приобретать компоненты для ядерного взрывного устройства.

Вопрос с сырьём оказался самым простым. Гражданская часть атомной программы ЮАР базировалась на огромных запасах природного урана в этой стране. Фактически, Южная Африка стала поставщиком урана для военных ядерных программ США и Великобритании ещё в конце второй мировой войны. По утверждениям Ричарда Беттса, ЮАР продала в Соединённые Штаты порядка 40 тысяч тонн оксида урана, выручив за это 450 миллионов долларов.

В ответ на поставки урана, ЮАР смогла также направить на ядерные объекты США более 90 своих учёных и техников и приступила к реализации собственной научно-исследовательской программы по "использованию в мирных целях ядерных взрывных устройств".

Соединённые Штаты согласились также поставить в Южную Африку исследовательский реактор SAFARI, подготовить дополнительную группу учёных и специалистов-реакторщиков, а также снабжать SAFARI ядерным топливом по двустороннему договору от 1957 года.

Американская помощь позволила ЮАР заложить крепкие основы для собственной ядерной программы. Приток в страну обученного персонала, оборудования и топлива продолжался под эгидой МАГАТЭ до 1976 года, когда США, наконец, прекратили ядерное сотрудничество с Преторией из-за отказа последней присоединиться к ДНЯО.

Первые шаги

Успехи, достигнутые "гражданскими" атомщиками, вкупе с интересом к строительству АЭС побудили ЮАР задуматься о технологиях обогащения урана. Необходимость обогащать уран до 45% для производства топливных элементов для реактора SAFARI привела к созданию завода "Y" (Y-Plant), пилотной установки по обогащению урана в Валиндабе.

Завод был построен поблизости от ядерно-исследовательского центра "Пелиндаба" в 35 километрах к западу от Претории. На "Y-Plant" южноафриканские атомщики реализовали уникальный аэродинамический процесс по разделению изотопов урана - именно требованиями по защите интеллектуальной собственности и ноу-хау Претория впоследствии объясняла своё нежелание допускать на завод международных инспекторов.

Параллельно работам по обогащению урана ЮАР стартовала программу по изучению мирных атомных взрывных устройств.

В 1969 году атомное ведомство страны (AEB, далее - AEC) сформировало группу, в задачу которой входило рассмотрение технологических и экономических аспектов ядерной взрывчатки. А в 1971 году тогдашний премьер-министр Карл де Вет тайно одобрил работы по "предварительному изучению" вопроса о производстве в ЮАР ядерных взрывных устройств.

Конечно, от атомщиков не требовалось заниматься реальным производством - им предлагалось ограничиться теоретическими изысканиями и подготовкой обзоров доступной литературы по имплозивному и пушечному типу атомных бомб.

В первую очередь, атомщики ЮАР сконцентрировались на механических и пиротехнических аспектах бомбы пушечного типа - подобная бомба была сброшена американцами на Хиросиму. Такое решение позволило снять вопросы, связанные с соображениями безопасности и отсутствием у страны плутония.

Пушечный тип позволяет также обойтись без слишком мощной взрывчатки; кроме того, такую бомбу можно хранить в разобранном виде, что важно для безопасности. Дополнительным аргументом в пользу пушечного типа стало и то, что подобные бомбы не обязательно нуждаются в проведении испытаний для проверки работоспособности их конструкции.

В 1974 году премьер-министр ЮАР Форстер отдал распоряжение о проведении ядерных разработок под прикрытием различных мирных программ - строительства рудников и т.п. Он одобрил также финансирование строительства полигона в пустыне Калахари для практической проверки теоретических расчётов атомщиков. Несмотря на "мирный" характер всех исследований, власти Южной Африки опутали свою ядерную программу завесой секретности.

Но секретность оказалась неполной. В 70-ых годах от лиц, посещавших южноафриканские ядерные объекты, стала поступать информация о проводящихся в ЮАР исследованиях. Местные атомщики были столь горды достигнутыми успехами, что в частных разговорах с иностранными гостями не скрывали подробностей своих работ. Посетители из-за рубежа оценивали атомных специалистов ЮАР как хорошо подготовленных и движимых идеей "показать миру, на что способна Южная Африка".

На первых порах многие из южноафриканских специалистов обучались в зарубежных центрах. Впоследствии возможности для такой учёбы, равно как и участия в международных конференциях были резко снижены. Атомщики ЮАР оказались вынуждены вариться в собственном соку, но это, однако, никак не повлияло на их способность создать бомбу пушечного типа.

Сорванное Советами испытание 1977 года

Переход от теории к практике ознаменовался для ЮАР решением о сооружении полигона. В 1975-1976 годах инженеры пробурили две скважины по 250 метров глубиной в окрестностях военной базы Вастрап, расположенной в пустыне Калахари. На 1977 год было назначено проведение "холодного" испытания ядерного устройства. Ранее, в 1974 году, такое испытание провела Индия, и в AEC рассчитывали, что гнев мирового сообщества окажется вполне терпимым и переносимым.

Работы по созданию собственно атомного взрывного устройства были причислены в ЮАР к категории гостайны. В то же время, не было предпринято никаких попыток скрыть создание инфраструктуры и вспомогательных объектов. В 1977 году первое устройство, получившее наименование "Монстр", было завершено. По некоторым данным, AEC планировала произвести второе устройство примерно через год, но в нём, в отличие от первого, был бы уже установлен сердечник из высокообогащённого урана.

Американцы получали в то время информацию о том, что Южная Африка готовится к проведению ядерного испытания, и что это испытание будет "мирным". Следует отметить, что провести грань между мирным и военным атомными взрывами практически невозможно. Вашингтон предупредил Преторию, что проведение испытания поставит под угрозу мирные процессы в регионе и создаст угрозу развитию отношений между США и ЮАР.

Но самым большим несчастьем для Южной Африки оказалось то, что в августе 1977 года её приготовления к проведению испытания были засечены с советского спутника. Москва немедленно поставила в известность о своём открытии Вашингтон. Несмотря на то, что власти ЮАР всё категорически отрицали, им пришлось отказаться от намерений провести испытание из-за резких возражений США, СССР и Франции.

Срыв испытания привёл к переориентации ядерной программы ЮАР с изучения ядерной взрывчатки на разработку сил сдерживания. Руководство программой было передано от AEC к ARMSCOR - Южно-африканской оружейной корпорации. Известно, что специалистам AEC удалось снизить исходный вес взрывного устройства (3 тонны) в 5 раз.

Двойная вспышка 1979 года

22 сентября 1979 года американский разведывательный спутник засёк короткую, но интенсивную двойную вспышку света в Южной Атлантике. Это событие, происшедшее спустя два неполных года после вынужденного отказа ЮАР от проведения "мирного" испытания, вновь привлекло всеобщее внимание к ядерной программе этой страны, а также к сотрудничеству Южной Африки с её близким союзником - Израилем.

Претория немедленно выступила с опровержением всех обвинений в свой адрес. Однако и по сей день сохраняются слухи о том, что ЮАР могла принимать участие в атлантическом испытании.

В то же время, как показывает тщательный анализ уранового производства в ЮАР, к моменту "двойной вспышки" эта страна не располагала достаточным количеством оружейного урана для самостоятельного проведения испытания. Под подозрением оказался Израиль, а ЮАР отводилась уже только вспомогательная роль. По состоянию на сегодняшний день, можно склониться к выводу о правильности данных подозрений - хотя, конечно, ни одна из вовлечённых в эту историю стран не станет подтверждать их по собственной воле.
Отредактировано: Dobryаk - 25 фев 2012 09:47:17
  • +0.65 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!