ЦАМТО, 27 февраля. Китай в лице Пакистана создает мощный плацдарм в рамках реализации политики по усилению позиций на мировом рынке истребителей за счет продаж дешевых моделей самолетов. Об этом свидетельствуют статистические данные по прогнозу экспорта новых истребителей в 2012-2015 гг.
Хотя на текущий момент все заказы Китая на истребители JF-17 «Тандер» приходятся на Пакистан, обе страны уже начали активную работу по совместному продвижению этого истребителя на рынки третьих стран. Даже если Россия блокирует в дальнейшем поставки двигателей РД-93 для JF-17, китайские производители найдут ему замену. Крупный заказ Пакистана Китай рассматривает как стартовую площадку для дальнейшего расширения экспортных продаж этого самолета. JF-17 «Тандер» предназначается, прежде всего, для поставок на внешний рынок, так как экспортный потенциал истребителя J-7 (F-7) практически исчерпан. С начала серийного производства в 1967 году, на экспорт было поставлено более 500 самолетов J-7 различных модификаций в Албанию, Бангладеш, Египет, Зимбабве, Ирак, Иран, КНДР, Мьянму, Пакистан, Судан, Танзанию и Шри-Ланку. Эти самолеты поставляются в «небогатые» страны до сих пор. Заказчиками J-7 различных модификаций за последние 4 года стали такие страны как Бангладеш, Намибия, Нигерия и Шри-Ланка.
Еще одним экспортным продуктом Китая на ближайшую перспективу является истребитель J-10. В настоящее время Китай готовится начать экспорт J-10, предлагая их в качестве замены F-16 за вдвое меньшую цену.
В более отдаленной перспективе Китай может предложить на экспорт истребитель пятого поколения.
С учетом вышесказанного, ведущим мировым экспортерам необходимо учитывать планы Китая по экспансии на рынки относительно небогатых стран. Прежде всего, здесь затрагиваются интересы России, поскольку по ряду стран этой категории интересы РФ и КНР «пересекаются».
По оценке ЦАМТО, на текущий момент компании «Ченгду», «Локхид Мартин» и «Сухой» идут вровень по количеству прогнозируемого экспорта истребителей в 2012-2015 гг. Разница по количественному параметру составляет не более трех машин, что укладывается в погрешность вычислений. Тем не менее, компания «Ченгду» по периоду 2012-2015 гг. впервые вышла в мировые лидеры по количественному параметру прогнозируемых поставок многофункциональных истребителей. По «Ченгду», «Локхид Мартин», «Сухому» и всем другим производителям при составлении прогноза учтены текущий пакет заказов (в том числе лицензионные программы), а также заявленные намерения по прямой поставке, переговоры по которым находятся в продвинутой стадии.
С учетом этого, на текущий момент прогнозируемый объем поставок истребителей компании «Ченгду» (J-7, JF-17) в 2012-2015 гг. составляет 112 ед., «Локхид Мартин» (F-16, F-35) – 110 ед., «Сухой» - 109 ед.
Ориентацию на страны с относительно небольшими военными бюджетами подтверждает тот факт, что несмотря на лидерство по количественному параметру, по стоимостному объему экспорта истребителей по периоду 2012-2015 гг. «Ченгду» занимает гораздо более скромное место (2,1 млрд дол), уступая «Локхид Мартин» (9,13 млрд дол), консорциуму «Еврофайтер» (5,91 млрд дол), «Сухому» (5,45 млрд дол), «Боингу» (5,18 млрд дол), РСК «МиГ» (2,76 млрд дол) и СААБ (2,44 млрд дол).
Успех КНР в лице «Ченгду» тем более показателен с учетом того, что по итогам предыдущего 4-летнего периода китайская компания значительно уступала ведущим мировым поставщикам истребителей по количественному параметру. В 2008-2011 гг., по оценке ЦАМТО, компания «Ченгду» поставила на экспорт 67 машин на сумму 1,29 млрд дол. В этот период по количественному параметру «Ченгду» уступила «Сухому» (171 машина, 7,28 млрд дол), «Локхид Мартин» (113 машин, 6,52 млрд дол) и «Боингу» (72 машины, 8,13 млрд дол). По стоимостному параметру по периоду 2008-2011 гг. «Ченгду» также уступила «Еврофайтеру» (47 машин, 4,41 млрд дол) и СААБ (23 машины, 1,5 млрд дол). ................. Полный отчет по мировому рынку новых многофункциональных истребителей по периоду 2008-2015 гг. опубликован в журнале «Мировая торговля оружием» №2.