Тред №39559
новая дискуссия
Дискуссия
304
"Да, совсем запамятовал. В эпоху Бенкендорфа для всех его людей было обязательным одно правило: в Б-га Верить.
Причем, - неважно был ли человек православным, иудеем, лютеранином, или - магометанцем."
Позволю себе усомниться в правомочности такого утверждения. Для человека той эпохи - просто "бога" быть не могло. Подтверждением чему являются религиозные войны в Европе, острое неприятие магометанства и иудейства европейцами и русскими.
Например, Фридрих Великий ввёл жёсткие антициганские и антиеврейские законы. А это - весьма близкая эпоха.
Далее - сама по себе показная религиозность - никак не могла ни о чём свидетельствовать. Известно, что ритуалы поклонения антихристу скопированы с церковных. Да и сам культ Люцефера - является культом, не отрицающим Высшей Силы, а подменяющим сущность.
В ту пору - люди гораздо серьёзнее относились к таким вопросам и предположить всеядность в них - крайне сомнительно.
Или даже - верил в языческого латышского Бога - Велса.
У "латышей" той поры не было подобного культа, как не было и кровавых религиозных ритуалов. Тут какая-то путаница и ошибка.
Дело в том, что и "латышей" в ту пору никаких не существовало. Если немцы и объединяли подведомственное поголовье в единый компот, именуя его словом "летты", "леттонцы", то это абсолютно не свидетельствует о какой- либо устойчивой внутренней общности. Существовали осколки и обломки племён и просто пришлого прохожего населения, вляпавшегося некогда под протекторат Ордена. Этнически на территории Лифляндской и Курляндской губернии это население было представлено малым количеством финно- угоров ливов в Курляндии и по побережью Балтики, племенам, родственным жмуди на юге Курляндии и Земгале (Семигалия), и туземному населению нынешнего Видземе, могущему условно быть отнесено к "латышам". На севере Лифляндской губернии по границе с Эстляндской - проживали угро-финские туземцы вперемешку с "латышами" а на юге-югозападе, вперемешку все группы - "латыши", латгалы, и "эстонцы"(угро-финская группа языков) с существенным включением польского, литовского и собственно русского славянства.
На порубежье орденских земель было очень сильное влияние славянского элемента, православного и староверского исповедания. Например город Екабпилс(Якобштадт)- был основан как русский город при герцоге Якобе и изначально селиться в нём могли только русские поселенцы. Туземному населению это запрещалось.
Единого языка - в распространённом литературном смысле - у населения этих территорий не было. Разговорный язык различался по территориям и регионам, впитывая в себя черты всех народностей проживавших в них. Немцы и шведы предпринимали попытки создать некий общий язык на основе распространённого видземского диалекта, в дальнейшем - в 19 веке и оформленным в "латышский" язык.
Собственно Латгалия, не входила во владения "поздних" ливонцев, являясь сперва частью Королевства Польского, а после его раздела и упразднения - частью Витебской Губернии. В Латгалии помимо своих диалектов, существовала мошная литовская, русская, польская и "эстонская" языковая и культурная среда. А вот собственно "латышским" - видземским диалектом там естественно никто не пользовался и до сих пор предпочитают не пользоваться.
Так что говорить о каком-либо "латышском боге" - совершеннейший не резон. За неимением как латышей, так и их отдельного бога.
Современные латыши имеют общие с русскими, литовцами и белоруссами дохристианские культы. Для латышей центром дохристианской космогонии являлся Перконс (Перун), как и для литовцев - Перунас, а для доорденской Эстляндии - Перун (город Пернов, ныне Пярну).
Немногочисленное население до-орденской эпохи в основном либо будучи родственным жмуди - исповедовало культ Перуна, либо переходило в Православие. До сих пор в Латвии очень сильны позиции Православия среи латышей, несмотря на существенные гонения со стороны католиков в польскую и крестоносную эпоху.
Так что, никаких экзотических культов на территории этих губерний не было отродясь, так как до попадания под контроль Ордена эти территории находились в едином культурно- религиозном поле со всей Древней Русью, были вполне русскими обжиты и являлись традиционным торговым маршрутом выводящим к берегам Балтики к русскими портами Колывань, Пернов, Рига, Липова, Вент(венд)ава.
Характерным примером может быть и дошедший до нашего времени "латышский" дохристианский празник - Лиго, или Янов День, он же - известный русский Иванов День или Купала. Что свидетельтвует о единстве дохристианского культа на этих территориях с культом Руси.
На юге современной Латвии располагалось Ерсикское княжество - русское славянское православное государственное образование, а иные части входили в состав Полоцкого княжества.
Так что если и существовал в каких-то пределах вместо культа Перконса-Перкунаса-Перуна культ "Велса", то это наверняка мог быть лищь культ славянского Велеса. Что говорит скорее о проникновении более континентальной религиозной традиции, так как "западное" славянство более почитало Перуна.
Отредактировано: ursus - 23 июн 2008 11:57:49